Исторический Очерк

Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала своё существование в 2000-м году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши недалеко от Сморгони с благословением строить небольшой скит. Само место, удаленное от городов, затерянное в тиши полей и лесов, ей очень понравилось, «легло на сердце». И вот уже 12 июля 2000 года, на праздник Св. Апостолов Петра и Павла, стали рыть котлован под фундамент храма. А в 2005 году митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, освятил оба монастырских храма – верхний в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и нижний, в честь Её родителей, Свв. праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
Место, на котором построился монастырь, оказалось непростое, историческое, судьбой своей связанное с событиями Первой мировой войны. Здесь, на Сморгонщине, в 1915-1917 годах проходила линия фронта, два с лишним года длилось противостояние между немецкими и русскими войсками. Здесь лежат в земле десятки тысяч солдат, большинство из которых сегодня безвестны…


В ходе летнего наступления 1917 года для прорыва немецкой обороны был выбран участок Сморгонь — Крево. (1,с.77) Здесь позиции противника были сильно укреплены. « Богушинский лес являлся серьёзным узлом сопротивления протяжением с востока на запад до пяти и с севера на юг до двух км». (2,с.392). До сих пор сохранились железобетонные доты, блиндажи, бетонные укрытия. Лес в округе монастыря изранен снарядами, видна целая система окопов и траншей на немецкой территории. Мощеная камнем дорога, ведущая к монастырю, была разделительной линией фронта(3,с.20). Именно под Сморгонь летом 1917 года был отправлен первый женский батальон смерти прапорщика Марии Бочкаревой. «Согласно исследованиям российского историка А.С.Сенина на основе документов РГВИА у м.Крево в боях 22-23 июля участвовали 170 женщин- добровольцев, прикомандированных к 525-му пехотному Кюрюк-Даринскому полку»[6. c.6]. В начале июля батальон прибыл в расположение I Сибирского армейского корпуса у д. Цари — Селец. 7 июля полку, в состав которого входил женский батальон, поступил приказ занять позиции у д. Крево (в 5 км от Богушей) и атаковать участок от с. Новоспасское до северной окраины Крево с целью овладения Новоспасским и Богушинским лесами.
Когда монастырь только начинал строиться, мы ничего этого не знали. Лишь спустя несколько лет местные краеведы рассказали нам о событиях, происходивших тут без малого сто лет назад… Заинтересовались мы и той литературой, которая освещает эти события на нашей земле, особенно, конечно, нам была интересна информация о женском батальоне и его командире Марии Леонтьевне Бочкаревой. Подобного воинского соединения на тот момент не было ни в одной действующей армии мира(4,с.162).
Первый женский батальон смерти был сформирован в 1917 году из женщин – добровольцев с целью оздоровить морально — боевой дух солдат, послужить им вдохновляющим примером. «Солдаты в эту великую войну устали, и им нужно помочь… нравственно»,- говорила Мария Бочкарева Верховному главнокомандующему А. Брусилову (1,с.78). В состав батальона вошло 200 человек (по другим данным, 300). В основном это были портнихи, учительницы, сестры милосердия, работницы из провинции. До 30% бойцов составляли курсистки (в том числе и с Бестужевских курсов), более 40% женщин имели среднее образование (5,с.107). Сама Мария Бочкарева, инициатор создания и командир батальона, была простой сибирской крестьянкой. Она была принята в действующую армию в 1915 году а порядке исключения по личному разрешению императора Николая II . На фронте отважная женщина наравне с мужчинами ходила в штыковые атаки и по собственной инициативе исполняла обязанности сестры милосердия. Была неоднократно ранена, стала первой женщиной – полным Георгиевским кавалером [3, с.51].
Революционные события февраля 1917 года в Москве и Петрограде быстро докатились до Западного фронта, где продолжала служить Мария Бочкарева. Видя плачевную ситуацию в войсках, затронутых революционным брожением, проникнутых идеями пораженчества, не хотящих воевать и выполнять приказы своих командиров, Бочкарева выдвинула идею создания «Ударного женского батальона смерти». Выступая в Петрограде, куда её пригласил председатель IV Государственной думы М.Родзянко, Мария Бочкарева призывала: «Граждане и гражданки! Наша мать, наша матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти её. Я зову с собой женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки. Покажем же мужчинам в этот тяжкий час пример самопожертвования, чтобы они заново сознали свой долг перед Родиной!» [1, с.78].
21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония присяги батальона Временному правительству. Петроградский архиепископ Вениамин и Уфимский архиепископ напутствовали батальон смерти Тихвинской иконой Божией Матери.
В отличие от многих мужчин, женщины проявили себя в бою геройски. Полковник В.И.Закржевский, в подчинении которого находились женщины-солдаты, сообщал : « Отряд Бочкаревой вел себя в бою геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии» [2,с.400]. Однако героизм женщин в погонах не вдохновил основную солдатскую массу. Не поддержанные другими подразделениями под артиллерийским обстрелом они вынуждены были отступить.
Официальные потери Первого женского батальона составили 2 убитых, 33 раненых,2 пропавших без вести[6,с.6]. «Эти данные представляются нам несколько приукрашенными,- пишет историк В.Бондаренко.- Дело в том, что действия батальона были под контролем Военного министерства, а большие потери в статистике всегда смотрятся некрасиво. Более вероятны цифры в 30 убитых и 70 раненых, которые встречаются в литературе.»[2,с.400]
В результате Сольского перемирия, заключенного 4 декабря 1917 года с германской армией, боевые действия на Западном фронте были приостановлены на два месяца. По окончании срока перемирия,18 февраля 1918 года, немецкие части начали наступление по всему фронту и, не встречая сопротивления деморализованной революцией армии, за несколько дней дошли до Орши. Большевики были вынуждены срочно подписать соглашение, известное как Брестский мир, по которому почти вся территория нынешней Беларуси попала в зону немецкой оккупации.
Впоследствии в России всего было сформировано около полутора десятков женских армейских подразделений. Все они были расформированы после Октябрьской революции.
Мария Бочкарева, которую называли «русской Жанной д”Арк», 1920 году была арестована ЧК и расстреляна. Ей шел 31-й год.
В наши дни подвиг этих женщин не должен быть забыт. На территории нашего монастыря планируется обустроить часовню в память женского батальона, в которой будут возноситься молитвы за тех, кто отдал свою жизнь за Отечество.
Неслучайно на этой земле возник монастырь. Существует некая духовная связь между женщинами — солдатами и женщинами — воинами Христовыми, подвизающимися на поле духовной брани…