Слово митрополита Иосифа (Чернова), Алма-Атинского и Казахстанского (+1975г.) в день праздника Сретения Господня

«Светильник светил, и тропа расширилась…»

Вот уже сорок дней Царь царствующих Господь господствующих безвестно и тайно, «не имея ни вида, ни доброты, унизив себя паче всех человек», Мла­денцем пребывает на земле.

Находясь на земле, Он, Сын Божий, выполнял все законы, предписанные Богом человеку, и в этот день по закону приносится Девой Марией в храм: предвечный Первосвященник нерукотворенного Хра­ма — горняго Иерусалима, как Сын Человеческий, посвящается Предвечному Богу.

Может быть, ликующие толпы народа, все слу­жители храма во главе с Первосвященником тор­жественно с пением псалмов встречают Его? Ведь сколько тысячелетий истомленное человечество ожи­дало Его — Свет во откровение всех народов и сла­ву людей Израиля! Увы! Нет никого. Кругом тишина и безмолвие, и только два человека удостоились встретить Младенца и признать в Нем Христа: пра­ведные Симеон и Анна.

И прозвучало пророчество Симеона: «Ныне отпу­щаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Свет ко про­свещению язычников и славу народа Твоего» (Лк. 2, 29-32).

«Се, лежит Сей на падение и на востание многих в Израили и в предмет пререканий!» (Лк. 2, 34).

В истории человечества нет события более реша­ющего, более значительного, чем рождение Хрис­та, история разделилась на две эпохи: древнюю и новую — Ветхий и Новый Завет. Во время Срете­ния Господа пр. Симеоном произошла встреча Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет в лице Симеона, смиренно склонившись пред зарей Новой жизни, засвидетельствовал все значение Ветхого Завета: уготовить путь Господу, а также и то, что лежащий пред ним Младенец является спасением для всего мира, и Сре­тение Господа явилось заключительной главой Вет­хого Завета.

Наступила для человечества новая эра — эра слу­жения Истине, до сих пор только частично поз­нанной и полностью раскрытой Иисусом Христом. До Рождества Христова человечество, пожелавши быть «как боги», испытало всю горечь отчуждения от Бога и, испытывая все способы самостоятельно найти Истину, впадало или в грубое многобожие, или, изучая мир и занимаясь философией, слегка приближалось к ней, но полностью не находило ее.

Из всех народов один Израильский народ сохра­нил незыблемо веру в Единого Бога, но он тоже не имел средства примирить Небо с землей.

С рождением Христа наступает новая эра. Сам Бог сошел на землю, указав единственный путь восхождения на небеса. Явился в мире Свет, кото­рый просвещает всякого человека, грядущего в мир, и нет к Богу другого пути, кроме пути, указанно­го Самим Богом. «Все, кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Он пришел всех спасти и «нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Язычник или иудей, мужской пол или женс­кий, праведник или грешник — все едино во Хрис­те Иисусе. Он всех призвал к покаянию, всем принес Божественную Истину, всех озарил Небесным Све­том, всем открыл врата Царствия Небесного, всех призвал, чтобы все восстали и последовали за Ним. «Посему и Бог превознес Его… дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, зем­ных и преисподних» (Флп. 2, 9-10). Для Христа нет никакого разли­чия между людьми, кроме одного: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30).

Но Симеон своим пророческим взором, прозре­вая будущее, говорит: «Се лежит Сей на восстание и падение многих и на предмет пререканий!» В этих пророческих словах кратко изложена вся последующая жизнь Иисуса Христа на земле, вся история христианства.

Явился в мире Свет, и Свет отторгнут мглою. Отторгнут с первых дней рождения Сына Божия. Никого не нашлось, кроме двух человек, встретить Иисуса в храме, но зато легионы воинов устреми­лись на Его убийство. Некому было подать чашу холодной воды изнемогающему на кресте Спасите­лю мира, но тысячные толпы кричали: «Распни, распни Его!»

Вот Христос выступил с проповедью, и с первых же дней начались пререкания и разногласия. Несмот­ря на Его Божественное величие, на святость Его жизни, на чудеса и знамения, Им совершаемые, на чистоту Его учения, одни, исполненные востор­га, восклицали: «К кому нам идти? Ты имеешь гла­голы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Им Христос был во спасение. Другие, исполненные злобой, твердили: «Беса име­ет и неистовствует» (Ин.10, 20), пытались сбросить Его в про­пасть, обвиняли в богохульстве, предали на смерть и бичевание. Им Христос на падение. 

Пророческие слова прав. Симеона относятся так­же ко всей истории христианства. Так было, так есть и так будет! С первых дней Евангельской проповеди до Второго Пришествия Господа будет восстание, будет падение.

Все, кто верит в Иисуса Христа как Единород­ного Сына Божия, кто возлюбил Его всем сердцем и ближнего своего, как самого себя, кто исполня­ет Его заповеди и исповедует веру в Него, — все они находятся в состоянии восстания и «встретят Гос­пода на воздусех».

Те, кто, несмотря на явные свидетельства о Хрис­те, на сонмы мучеников, Своею смертию подтвердив­ших истину Евангелия, не уверовали в Него и даже в окружающих пытаются уничтожить веру в Христа, кто, прикрываясь именем христианина, утопа­ет в грехах и беззакониях, кто, выполняя обряды, проявляет только внешнее благочестие, не выполняя заповеди всепрощения и любви к Богу и ближнему, все они находятся в состоянии падения, и в будущем горька будет их участь!

И не только все человечество находится в состо­янии восстании или падения. Каждый человек — это огромный духовный мир. В нем, как говорит поэт:

…Две души слилися тесно

И каждый миг враждуют меж собой. 

Одна полна любви к земной юдоли

И вся горит огнем страстей.

Другая рвется к лучшей доле —

К небесной родине своей!

В душе каждого все время идет эта внутрен­няя борьба, «невидимая брань». И вот в зависимости от того, что побеждает, человек находится то в состо­янии падения, то в состоянии восстания.

И только в том случае мы справляемся со всей нечис­тотой, находящейся в нашей душе, если мы возжигаем в ней светильник Евангельской истины и освящаем им все закоулки нашей души. Тогда она восстает, и Гос­подь посещает ее. Если же мы отдаем ее в жертву зем­ных благ и страстей и ради них заглушаем высокие порывы, душа приходит в состояние падения, и труд­но уже ей восстать. Да, трудно без помощи Божией!

Но как бы ни было велико падение, с Его помо­щью всегда можно восстать: искреннее покаяние, пост, молитва, дела любви и милосердии — вот средства восстания души.

И теперь, в преддверии Великого поста, поста­раемся по призыву Святой Церкви, призывающей: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?», вос­стать и приготовиться к достойной встрече Воскрес­шего Господа!

Поздравляю Вас, мои дорогие и любимые, с Вели­ким Праздником и желаю каждому из вас всегда нахо­диться в состоянии восстания и каждому удостоиться незримой встречи с Господом! Аминь.