СЛОВО в день Успения Пресвятыя Богородицы.

Радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас неоставляющая!

Вот радостное в настоящий праздник приветствие от нас Матери Божией, восходящей от земли к небесии!

Когда небесный вестник, архангел Гавриил, возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия, тогда Он взывал к Ней: радуйся, благодатная, Господь сТобою (Лук. 1, 28)! И мы, верующие в Рождшагося от Нея Единороднаго Сына Божия, твердо научены взывать к Ней: радуйся, Невесто не невестная! Но вот тот же Архангел возвещает Деве Богородице к премирным Ея отшествие, и Она, во успении Своем мира неоставляющая, преставилась к животу Мати сущи живота. Посему мы ныне все, вместе со св. Церковию, радостно взываем к Ней: радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас неоставляющая!

В этом воззвании св.Церкви выражена,братие-христиане, сугубая радость для нас. Радость с одной стороны о том, что и «наша смерть, подобно смерти Богоматери, может быть успением для нас, а с другой стороны — радость о том, что Матерь Божия, во’успении Своем мира неоставляющая, не оставляет и нас Своим молитвенным ходататайством и заступдением в смертном успении нашем.

1) Не безыизвeстно всякому, что люди ничего так не боятся, как смерти. Между тем, что такое есть смерть наша? Смерть есть разлучеиие души человека от его тела и вследствие того отшествие ея от сей временной жизни вжизньвечную.Чего же тут нам бояться и страшиться? По сему понятию о смерти в ней нет ничего особенно страшного для нас. Вот сама Матерь Божия преходит от мира сего путем смерти. Но если кому, то Матери Божией не должно быть причинено никакого зла. Смерть также и неизбежна для нас. Ибо кому, как не Матери Божией можно и прилично было не умирать, подобно Еноху и Илии. Однако Она опочила сном смертным. Посему, брат.-христиане, если смерть неизбежна для нас и не заключает в себе ничего зловредного, то как нам сделать, чтобы она была вожделенным для нас успением, а мы в следствие того встречали час смертный с радостию?

Мы ныне называем и величаем Матерь Божию Обра- дованною. Что же значит это название, или чем Она обрадована была во успении Своем? Пресвятая Богородица пред Своею кончиною «молила Господа, да Сам Сын Ея «И Бог приймет душу Ея во святыя Своя руце, и да не «видит Она князя тьмы и страшилищ его в час Своего «исхода». И вот ангел предстатель послан бысть рещи Богородице к премирным Ея возшесствие,воспевает св. Церковь, и прийти предявляше к ней Сыну ея и Богу, и во уверение истинности слов своих и в знамение Ея победы над смертию Архангел вручил Ей ветвь райскую. Вот что обрадовало Пресвятую Деву Богородицу, и вот что соделало кончину Ея для Ней вожделенною!

Это, или подобное сему может соделать и нашу смерть для нас вожделенною, и приближение ея к нам мы будем встречать с радостию. Т. е., это значить, что и мы должны быть обрадованы небесною радостию, подобно Деве Богородице. Кто же соделает нас обрадованными и мы восторжествуем над страхом смертным? Это обрадование соверщил уже для нас, но не ангел или архангел, а Сам Господь, великаго совета Ангел. По слову Eго мы веруем в жизнь будущего века, и эта вера служит для нас радостью и утешением. По обетованию Его, мы чаем или ожидаем воскресения мертвых, и это служить для нас источником такой радости, что самая плоть наша вселится на уповании(Псал,XV,9).Верен же Бог, говорит св.апостол Павел, яко слово наше еже к вам не бысть ей» и ни» (2 Кор. 1, 18)! Ибо Господь наш Иисус Христос, сшедший с небес нашего ради спасения, пострадал и умер и воскрус измертвых, чтобы избавить нас оть вечныя смерти, и Он соделал настоящую нашу смерть только прехождением из сей временной жизни в жизнь вечную. Для Пресвятой Девы Богородицы смерть была только лествицею восхождения от земли на небо. Такое же значение смерть должна иметь теперь и для всех нас. После победы над смертью Искупителя и Спасителя нашего, теперь кто пойдет посреди сени смерти, тот не должен бояться от сего никакого зла,яко Господь Иисус умерый, паче же воскресый из мертвых, с ним есть. Нужно только, чтобы мы сами грехами своими не удаляли себя от Господа и не делали тем смертный путь свой страшным для себя самих. Грехи ваши разлучают между Мною и вами, жаловался Сам Бог через пророка Исаию. Но если когда разлучение от нас Господа опасно для нас: то особенно тогда, когда душа наша, сложив с себя плоть свою, делается более открытою влиянию духа злобы: тогда она как бы невольно объемлется страхом смерти. Посему, нам, братие-христиане, нужно хранить себя от грехов и приготовляться к смерти своей чистотою и говением. И если мы будем так приготовлены к смерти, то она будет для нас только успением— сном, после трудов всегда для нас вожделением, и мы будем встречать ее с радостию.

2) Так учит о смерти св. вера наша. Вещания ея должны успокоительно действовать на нашу душу и сердце. Но бренная плоть наша трепещет при одном представлении смерти. Посему нам нужен живой пример радостной встречи смерти, и не только пример, но и мощный руководитель в смертном успеянии нашем. Такой пример представляет Пресвятая Дева Богородица, неоставляющая нас никогда своим молитвенным ходатайством и заступлением.

Пресвятая Дева Богородица в день уепения своего, когда «узрела прихождение к ней Сына своего в Господа, то прерадостно воззвала: величит душа моя Господа, и возрадовая дух мой о Бозе Спасе моем! Готово сердце мое Боже, готово сердце мое! Буди мне ныне по глаголу Твоему! Потом возлеже на одре, и от зрения пресветлаго лица Господа и Сына своего веселящися неизреченно, пресвятую свою душу предаде в руце Его, ни единыя болезни имущи, но аки сном сладким уснувши». Да дарует же Господь и всем нам, братие христиане, кончину живота нашего безболезненну, непостыдну мирну, как о семь постоянно мы просим Его вместе со св. Церковью! Сподоби нас и Ты, обрадованная Дева Богородица, сей благодати и радости в нашем смертном успении!

Когда «св. апостолы, от конец земли собравшиеся к провождению Матери Божией, обступили одр Ея, то видевше пресветлое лице Ея, яко солнце сияющее, обоняли благовоние, всякия ароматы земныя превосходящее, и лобызающе пречистое Ея тело со страхом и благоговением, ощущали в сердцах своих премногую радость от благодати Пресвятыя Богородицы». Сей то благодатной радости сподоби и нас, Обрадованная Дева Богородице, в нашем смертном успении!

Вот проповедницы богоносные апостолы, по отшествии ко премирным Божия Матере, во общем седении обычныия трапезы бывше, и предложение части хлеба во имя Господне возносяще, внезапу свыше Богородтиу Царицу пришедшую со светоносными Ангелы зряху(Акао. конд. 6). Тогда Она рече к ним: «радуйтеся, яко с ва- ми есмь во вся дни»! И это было исполнеяием Ея обетования, даннаго плачущим прежде об исходе Ея. Ибо Она «не плакати, но паче радоватися о Ея исходе заповеда, яко множае представши Божию престолу, и лицем к лицу зрящи Сына и Бога Своего, и усты ко устом беседующи, удобнее имать о всех молити и умилостивляти Того благостыню» (Сказ. о успении). Да провождаем и все мы, брат, христ., праздник успения Пресвятыя Богородицы в радости и веселии духовном. А Пресвятая Дева Богородица, предстоя ныне пренебесному престолу Сына своего и Бога нашего, будет для нас прерадостною молитвенни- цею и ходатаицею за нас, и мы все ради Ея молитвеннаго о нас ходатайства и заступления удостоимся небесныя радости в нашем смертном успении.

О всепетая Мати безсмертнаго Царя небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, в жизни сей и в смертном успении нашем, от всякия напасти, бед и муки избави, и небеснаго царствия нас всех, Царице, сподоби!Аминь.

Еписком Минский и Бобруйский, Александр, 1875 год