Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) в день преп. Марии Египетской

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В одном из монастырей Палестины подвизался в по­сте и молитве старец Зосима. Его подвиги были так ве­лики, что он впал в гордость и подумал о себе, что он самый великий подвижнглк в мире. Тогда он получил от­кровение от Бога с указанием идти в пустыню, лежащую за Иорданом — ту самую, где проповедовал за несколько веков до того Иоанн Креститель, и там он увидит при­мер подлинной святости, никому в мире неизвестный…

Придя в пустыню, Зосима встретил старую, почернев­шую от солнца женщину, которая поведала ему историю своей жизни.

«В молодости я была грешная женщина, — начала она свой рассказ. — Я родилась в Египте. Покинув родителей в двенадцатилетнем возрасте, я ушла в Александрию и провела там во грехах 17 лет. Однажды я увидела па­ломников, направлявшихся в Иерусалим на поклонение Гробу Господню, и упросила их меня взять с собою. Сна­чала меня влекло простое любопытство… В Иерусалиме я направилась в храм, где находился Крест Господень и гроб Христа. Но какая-то сила не пускала меня пересту­пить порог этого храма…

Взор мой упал на икону Богоматери, и я воскликну­ла: «О, Владычице! Помоги мне. Повели, да отверзутся и мне двери». В эту минуту я услышала ясно голос: «Если перейдешь через Иордан, та обретешь спасение». Там я 17 лет страдала от прежних искушений. Но потом на­ступил совершенный покой. И так прошло еще 40 лет тихой радостной жизни».

По ее просьбе Зосима причастил ее. Вернувшись че­рез год, Зосима нашел ее уже умершей в молитвенном положении, а на песке около тела было написано: «По­греби, отче, тело смиренной Марии».

Пример св. Марии Египетской с древних веков вдохновлял христиан. Он говорил, что душа человеческая через внутреннее покаяние может подняться на вер­шину святости и совершенной жизни из самых великих глубин нравственного падения.

Вот почему Церковь посвятила пятую седмицу Вели­кого поста преподобной Марие Египетской.

В храме царит полумрак. Лишь лампады мерцают пе­ред иконами и горят свечи на подсвечниках.

Священник вышел из алтаря и стоит в самой гуще на­рода, переполнившего храм, — символ покаяния — недо­стоинство стоять у престола Божия. И священник — всего лишь один из многих кающихся грешников.

Хор поет 1-ю песнь канона: «Помощник и Покрови­тель… откуду начну плакати…». Весь канон — разговор кающегося со своей душей. Заканчивается канон обра­щением к Богоматери.

Ей посвящена вторая часть покаянной недели. И в пятницу вечером совершается Церковью второе великое стояние — Похвала Пресвятой Богородице. 

Пресвятая Дева Мария — пример не падшей святости, и к Ней приходит раскаявшаяся грешница, становясь в своем покаянии угодной Богу и удостаиваясь от Бога святости, вводящей ее в вечное общение со всеми свя­тыми и Богоматерью. ВЗБРАННЕЙ ВОЕВОДЕ ПОБЕДИ­ТЕЛЬНАЯ… Аминь.

1976 г. Павлов Посад