Поучение митрополита Леонтия (Туркевича), Нью-Йоркского и всея Америки (+1965г.) на день Покрова Пресвятыя Богородицы

«О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощница, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источник, миру покров: Сию, воспоим вернии светлый омофор Ея хваляще неизреченно: Обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость» (Стихира 1-я на Покров Пресвятыя Богородицы).
Ежегодно мы, православные, празднуем этот праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Давно совершилось событие, воспоминаемое этим праздником; далеко от нас жили те люди, которые сподобились чудного заступления о себе Небесной Владычицы, Божией Матери: а мы все же, год от года, держим обычай помолиться в этот день Пречистой и Пренепорочной Деве Марии, украшаем благолепно Ея храм святый к этому дню и ощущаем сладость общей молитвьх в этот день нашего престольного праздника.  
Когда совершилось воспоминаемое днесь славное событие? Давно, очень давно: в девятом веке! На греческий город Царьград напали свирепые враги. Помощи ждать было неоткуда. Православные греки собрались во Влахернском храме и денно и нощно молили Пречистую Деву Богородицу о спасении. И вот, на всенощном бдении Пресвятая Дева благоволила открыть Свое заступление о верующих двум благочестивым мужам: св. Андрею, Христа ради юродивому, и его ученику Епифанию. Пречистая явилась пред ними на воздухе, окруженная сонмами святых ангел и прославленных человек. Она молитвенно простирала Свои руце ко Господу Богу и в то же время блестящим, как бы архиерейским омофором (или платам) покрывала Боголюбивый народ христианский. — «Видишь», спросил св. Андрей св. Епифания: «видишь Пречистую Богородицу, молящуюся за люди Своя?» — «Вижу, учитель», отвечал ученик: «вижу и ужасаюся». И поелику надежда на заступничество Богоматери не посрамила православных греков и враги были разогнаны силою ветров, то и стали греки, за ними и мы, русские, чтить воспоминание этого чудного заступления верным чрез ходатайство Царицы неба и земли.
Обманываемся ли мы в этом уповании на помощь Пресвятой Госпожи нашей, Владычицы Богородицы? Отнюдь нет, православные! Согласно словам вышеуказанной стихиры церковной, Пренепорочная Дева Мария является до днесь великим заступлением для печальных, скорой помощницей для бедствующих, спасением мира и утверждением. И доселе Она источает христианскому роду нашему пучины милосердия; и доселе приникающий умом и сердцем в тайны Божия промышления о человеке, узнает в Ней источник Божественной мудрости. И доселе мы не имеем иной защиты от всяких бед, душевных и телесных, как в Ней, Божией Матери, покрове для всего мира.
Выясним эти наименования, приложенные к Пресвятой Деве Марии церковною песнью и научимся, как достойно должно петь Ее, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим.
Богородица есть великое заступление печальным. Она Сама тяжко страдала во время Своей земной жизни. Люди, начиная с безумного Ирода и оканчивая неправедными первосвященниками, гнали, преследовали и мучили Ея единородного Сына. Могла ли Она не страдать материнскою любовью при изгнании в Египет, при хождении за Сыном Своим по Палестине, во время суда над Ним и при Его крестных страданиях? Она была девою, заподозренною старцем Иосифом в худой жизни. Она была сиротою, оставленною родителями Ея, праведными Иоакимом и Анною, хотя в святом храме Божием, но на попечении чужих Ей священников. И училась Она и трудилась: как прежде, живя в святом храме, так и впоследствии, живя у старца Иосифа в Назарете. Пресвятая Дева знала хозяйские хлопоты и заботы, чистоту дома и белья, ношение воды и варку пищи. Как и все другие женщины, Она погребала Своих родных; как и обыкновенные женщины, Она не чуждалась посещать родных и знакомых, сорадуясь их радостью и скорбя их печалями, как например при посещении Праведной Елизаветы, матери св. Иоанна Предтечи, или же при участии в браке, происходившем в Кане Галилейской. И вот Она, всегда «Едина и тая же сущи»скоро отзывается на зов и мольбу всякого рода печальных — матерей и девиц, сироток и учащихся, хозяев и гостей, имущих и неимущих. Не раз Она приходила с помощью к нуждающимся в помощи, и мы, православные, прекрасно это знаем и, как к Матери Своей, спешим прибегать к Ней ва всякой скорби и нужде, душевной и телесной.
Пресвятая Дева — скорая помошнипа. Дивно сохраняет рассказы память благодарных христиан о быстроте, с какою Пресвятая Богоматерь отзывается на обращенный к Ней вопль о помощи. Существует в местности, близкой к Почаевской Успенской Лавре такое повествование о скорой помощи Владычицы Богородицы. Кучер, везший одного знатного владельца (графа Потоцкого), не сумел удержать в руках горячих лошадей и опрокинул своего хозяина. Тот в ярости схватил револьвер и направил его на несчастного слугу, вскричал ему: «молись! я убью тебя!» Несчастный, видя пред собою неминуемую смерть, мог только воскликнуть: «Пресвятая Богородице, спаси меня!» И что же? Револьвер три риза дал осечку: выстрела не последовало, и слуга быль спасен, так как гнев его хозяина остыл и упал. Это один из безчисленных примеров непостижимо быстрой помощи, даруемой благоговейным христианам Пресвятою Девою, Преблагословенною Материю Господа нашего Иисуса Христа. Помни это, христианин, и не унывай в несчастьи! Господь дал нам скорую помощницу и было бы величайшим неразумием не пользоваться этим прибежищем.
Тем более, что благая помощь Пресвятой Девы Марии к нам грешным имеет глубокое основание в том, что Она есть поистине «спасение мира и утверждение». Небеси и земли Творец изволил вселиться в Ея утробу, родиться от Нея на земли неизреченно и чрез Нее пожить с человеки…
1911 г.