Слово протоиерея Димитрия Боголюбова (+1953г.) на Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

«Приидите, вернии, животворящему, древу поклонимся: на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» (Из стихиры самогласны)
Праздник Воздвижения Креста Господня совершался в Церкви сначала на второй день Пасхи: в этот именно день святая Елена, мать царя Константина, обрела Животворящий Крест Господень.
На 14 сентября празднование было перенесено в VII веке. Император Ираклий тогда возвратил святой Крест из Персии. К этому торжеству присоединен был праздник Воздвижения Креста. Оба события слились вместе, образуя один праздник.
Как святая и равноапостольная Елена воздвигла Крест Господень? Об этом повествует история. Объявив в 325 году христианство не только религией, дозволенной в государстве, но и единственно истинной, святые Константин и Елена всей душой взялись за его прославление.
Благоверный царь Константин располагался к тому своею жизнью. Еще в 313 году, перед сражением со своим противником, Максенцием, он видел на небе Крест, осиянный надписью: «Сим победиши». Тогда он был еще тайным христианином. Это видение еще более приблизило его к христианству.
Св. Константин, утвердившись на престоле, стал открыто покровительствовать христианам.
Того же настроения держалась благоверная Елена. Только что прошел 325-й год, — она со всею любовью ко Христу, поспешила в Иерусалим на праздник Пасхи. На другой же день праздника — устремилась на Голгофу, где Христос претерпел крестную смерть. Ей указали яму, в которой были зарыты кресты распятых.
Святая Елена приказала вынуть из ямы кресты. Вынули их; кресты были одинаковы: который же Крест Христов?
Тогда стали испытывать их особым образом. Принесли на Голгофу мертвеца, чтобы приложить его к крестам. Приложили к разбойничьим крестам, — мертвец недвижимо лежал в своем гробе; приложили к третьему Кресту, — и он ожил…
Этот Крест «воздвигаем» архиерей поднял перед народом. И люди, умильно молясь, громко повторяли: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!»
Позднее Святая Церковь на Воздвижение Креста сложила «стихиру»: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся: на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство… Приидите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимы враг сокрушити главы; радуйся, Кресте, падшего Адама совершенное избавление… тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздившегося Бога славим».
В другом песнопении Святая Церковь так объясняет, почему ома со славою «воздвизает» Крест Христов: «Крест воздвигается днесь, и мир освящается, иже бо со Отцем седяй и Духом Святым, на сем руце распростре; мир весь привлече к Твоему, Христе, познанию…»
Так «богословствовала» древняя Святая Церковь о Кресте Христовом. Она всей душой веровала и любила Господа. За Его Евангелие она реки крови пролила в гонениях от язычников, и с радостью, с духовным ликованием «воздвигла» из земли деревянный Крест, на котором Господь был распят.
Ясно, что Святая Церковь поступала в данном случае в согласии с Евангелием, и поучительно для всех будущих христиан.
Прославляя Крест Христов, древние христиане считали его Жертвенником, на котором Господь принес Себя в жертву Богу за род человеческий. «Сим победив врагов, идольскую разруши лесть, в мире же укрепи православную веру», — поет Святая Церковь. И народ, кланяясь Ему, по словам церковной песни, говорил: «Се яве пречистых ног Твоих покланяемся подножию, и на сень крилу Твоею надеюшеся, Всещедрый, вопием Ти: да знаменается на нас свет Лица Твоего, православных людей Твоих рог вознеси Честнаго Креста Твоего воздвижением, Христе многомилостиве».
Значит, воздвижение Креста было для народа наглядной благодатной евангельской проповедью. Так исповедует Святая Церковь в одной из «самогласных» стихир: «Днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей…»; потому, на церковном языке, Крест ублажается «древом пречестным», «божественной лестницей, ею же восходим на небеса», «животворящим древом», «треблаженным древом», «блюстителем, хранителем и прогонителем демонов», «Крестом живоносным», «славой мучеников, преподобных удобрением, пристанищем спасения» и т. д. (См. стихиру на стиховне Воздвижения Честнаго Креста, глас 5-й.)
Воздвижение Креста Господня, по разуму Церкви, имеет глубокое воспитательное значение: «Крест Господень — древо пресвятое, крепкая надежда верным, избавление клятвы, радость людям… сему поклонимся, вернии, с веселием», — призывает Святая Церковь.
Таким образом, Воздвижение Креста для христиан имеет не только глубоко-догматическое, а и религиозно-апологетическое значение. Оно показывает, что с древнейших времен у христиан было, вместе с духовным, наружное образное служение Богу. Целуя деревянный Крест, христиане целовали «подножие» ног Христовых. И, поднимая кресты на храмы, нося на себе и ставя их в божницах по домам, христиане тем самым поднимают над собой знамя своего спасения во Христе: «Крест, хранитель всея вселенныя, Крест, красота Церкве…, Крест, верных утверждение, Крест, ангелов слава, и демонов язва».