Слово игумена Гавриила (Рожнова) в день Святой Троицы, Пятидесятница

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
На пятидесятый день после Пасхи святая Церковь молитвенно вспоминает событие сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Это торжество церковным уставом разделяется на два праздничных дня, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы, а другой — прославлению Третьего лица Святой Троицы — Святого Духа.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Кроме того, это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. И как Пасха Христова заменила собой ветхозаветную пасху, так и новозаветная Пятидесятница заменила иудейскую Пятидесятницу. Этот день у иудеев, был одним из трех великих праздников, когда вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был очень торжественный. Иудеи из разных стран стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. По древнейшей традиции люди приносили для освящения начатки плодов. Иерусалимский храм, украшенный снопами молодой пщеницы, травой и цветами был ярко зелен, в память того, что именно под открытым небом на Синае, израильскому народу был дан Богом закон.
И вот в этот день Пятидесятницы, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, когда ученики Христовы и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня (или по нашему — в девятом часу утра) послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный — он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху; он светил не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и остановились. Тут же, вместе с внешним видимым чудом произошло и внутреннее, совершившееся в душах апостолов. Они «исполнились Духа Свята», как говорит книга Деяний. Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — как рассуждает свят. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо».
Апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Им был дан свыше новый благодатный дар — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для распространения Евангельской Истины во всем мире. Прежде робкие и боязливые, они, укрепляемые Духом Божиим, явились мужественными и твердыми проповедниками веры, не страшились никаких угроз, ни жестоких гонений. И действительно, как мы знаем, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, умерли мученической смертью за Христа.
Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. Каждый слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Тогда св. апостол Петр произнес проповедь, в которой указал на исполнение древних пророчеств и завершение дела спасения людей, которое исполнил Господь Иисус Христос. Проста и кратка была эта первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших, победили их упорство и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христовой. В этот день на общество учеников, как начало Церкви, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Христова Церковь стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
В этот праздник принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная и Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (или прекрасный цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа. Он есть конец долгого, крестного пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Название сегодняшнего праздника — День Святой Троицы — объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность этого третьего Лица Пресвятой Троицы и учение о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты.
Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, познается и существует в трех Лицах, Он есть Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы — это не три Бога, но один Бог.
Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво потому, что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Отец Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Это есть тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16). Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это событие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам преп. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.
Праздник Святой Троицы говорит нам и о цели христианской жизни. Он говорит о том, что мы есть некие таинственные чаши, в которые в этот день снисходит, льется и заполняет емкость сердечную энергия Духа Святого. Стяжание, собирание по крупицам этой Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком.
Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные и темные примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами.
Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Св. Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, ее богослужение, таинства, молитвы — является той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над собой, вырвался из омута обывательщины, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.
Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.
Как же нам приобретать Благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. Неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку…
Святые отцы говорят, что как улетают пчелы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное. И наоборот, как пчелы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей и чувств: таких, как любовь к ближнему, кротость, смирение, щедрость, великодушие, чистота и тому подобное.
И конечно, мы приобщаясь Пречистого Тела и Крови нашего Искупителя, приступайте, как словесные младенцы, к Святой Чаше. Эта Чаша таинственно изображена на самой иконе новозаветной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева, которую мы видим сейчас на аналое.
И сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.
19 июня 2016 г., Оптина пустынь