СЛОВО, произнесенное в Игуменском соборе по случаю общественных бедствий (1868 г. июля 21 д.)

Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. (псал. 49, 15).

Так некогда Господь Бог чрез псалмопевца говорил к народу своему в скорбные дни жизни его; так говорит он ныне и к нам, братия, находящимся под тяжелым гнетом общественных бедствий. Другой год уже мы бедствуем, другой год уже, как карающий перст Божий касается нас и нашего достояния: в прошедшем году посетили нас неурожай, холера, чума рогатого скота, а в настоящем — засуха , повальныя детския болезни и, наконец, сибирская язва. О! эта страшная зараза многих и многих домохозяев лишила уже последнего достояния; но еще более смущается дух, трепещет и замирает от ужаса сердце, когда слышишь и видишь, как в страшных мучениях умирают люди от этой болезни.
Боже великий! когда это будет, что мы более не узрим столь губительных болезней! Спаси ны, Боже наш, и милосердием Своим отврати от нас праведный гнев Твой! Так-то, братия, горький опыт убеждает нас, что жизнь наша подобна морю: не всегда море бывает тихо и покойно, не всегда погода благоприятствует плаванию; не всегда, как мы видим, и житейское море бывает тихо и безмятежно; очень часто и оно воздвигается напастей бурею, очень часто и наш дух, подобно утлой ладье, обуреваемой ветром и волнами, смущается от сильного напора многоразличных бед и скорбей.
Ах ! нас уже постигли бедствия, застигли житейские невзгоды. Что же нам делать? Быть может, многие ропщут на Промысл, предаются унынию, отчаянию? Да не будет сего. Сознаемся лучше, братия, что причиною посетивших нас несчастий— мы сами, наши грехи. Ведь не секрет, что в наше время зараза греха глубоко проникла во все сословия нашего общества: примеры своеволия и безнравственности почти ежедневны и являются во всех сословиях: в высшем, среднем и низшем. Доказать это не трудно и убедиться очень легко: два года гремит над нами страшный гром, а мы, беспечные, едва начинаем еще креститься и молиться. Наш храм до сего времени был пуст, a городские кабаки полны народом; воскресные и праздничные дни назначены Богом для молитвы и других душеспасительных занятий, а мы проводим их в трактире, на торжищах, и очень нередко в пьяном виде скверним их пустословием, злословием и делами непотребными.
Блага церкви и отечества требуют и ожидают от нас зрелой мысли, теплого религиозного чувства, посильного и честного труда, а большая часть из нас питает только и греет плоть свою и то часто, на чужой счет; вследствие чего, очень часто восстаем друг против друга, клевещем друг на друга и этим самым нередко приостанавливаем благие намерения и начинания честных собратий наших. Наконец, если поднимем покрывало так называемой закулисной жизни общества, то здесь, увы,! увидим верх всякого безобразия, бесстыдства и ужаса. В этой тине пороков погрязли и христианская честность, и супружеская верность, и юношеская невинность ! И если так будем жить и действовать, то, само собою разумеется, дух Божий не может пребывать в, нас, зане плоть есьмы: творящим грехи содомские, чего больше можно ожидать от Бога, как не страшного и праведного его наказания? И вот оно постигло нас.
Перестанем же, братия, коснеть в грехах наших, обратимся к всемогущему и милосердному Господу за помощью. Принесем чистосердечное раскаяние во грехах своих, обратимся со слезною молитвою к Врачу душ и телес наших, и Он, не хотящий смерти грешника, умилосердится над нами и отвратит от нас гнев свой. Не забывайте братия, что бедствия и скорби, посылаются Богом для нашей душевной пользы, и что во всех трудных обстоятельствах жизни нашей единственная наша надежда и помощь — один Бог. Согрешили некогда израильтяне в пустыне Аравийской при вожде своем Моисее, и Господь послал на них гибельную смерть; потом раскаялись и помолились Господу Богу, и Он помиловал их. И вложи Аарон фимиам и помолися о людех и ста между мертвыми и живыми и треста пагуба (Час. 16, 47 и 49). Поистине, и мы ничем другим не можем в настоящее время преклонить Господа на милость и отвратить праведный гнев Его над нами тяготеющий, как только покаянием и молитвою.
Если искренно покаемся, то небесполезны будут и те меры, какие предпринимаются нами к отвращению постигших нас бедствий: ибо Господь невидимо будет предохранять нас от усиливающейся заразы. Но, может быть, иные скажут: мы уже усилили наши молитвы — молимся в церкви, в домах, молимся на всех местах города и селений, совершаем молебны с водоосвящением и крестные ходы, а гнев Божий все таки тяготеет над нами, зараза не прекращается. Это так мыслит и говорит, то пусть знает, что хотя Бог и долготерпелив, но и правосуден : каждому воздаст по делам.
И так принесем чистосердечное покаяние и возверзем печаль свою на Господа, и той нас препитает. Ибо Господь сказал: Призови мя в день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя. Аминь.

Священник К. Загоровский.