Слово протоиерея Феодора Титова (+1935г.) в день Сретения Господня О любви к отечеству.

Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в законе Господнем (Лк. 2, 22-23).

День Сретения Господа Иисуса Христа Симеоном
Богоприимцем в Иерусалимском храме есть истинный праздник
общечеловеческой христианской любви к отечеству. Сию любовь к
своему отечеству благословил и освятил для нас, христиан, Сам
Господь Иисус Христос Своим Божественным примером. Сын
Божий благоволил воплотиться и родиться, как человек, среди
богоизбранного народа. Сын Божий сошел на землю по любви ко
всем людям, ко всему человеческому роду, без различия народов и
стран. Сын Божий приходил на землю для того, чтобы создать
Царство Божие на земле, которое должно было обнять всех людей,
весь мир. Исполненный и усовершенный Сыном Божиим (Мф. 5,
17) ветхозаветный закон, освобожденный от оков узкого
национализма еврейского, сдедался всемирною, всечеловеческою
религиею.
Но любя все человечество, создавая всеобщее Царство Божие
на земле, полагая основание всемирной религии, Христос
Спаситель, благоволивший родиться среди еврейского народа,
любил Свой народ, горячо любил Свое земное отечество.
По любви к Своему народу Сын Божий благоволил быть
принесенным в храм Иерусалимский в 40-й день по рождении,
чтобы быть представленным пред Господа, «как предписано
в законе Господнем» (Лк. 2, 23), который был установлен в память
величайшего события в жизни еврейского народа. По любви к
Своему народу, Христос Спаситель в детском и отроческом
возрасте вместе с Своею Материю посещал Иерусалимский храм в
праздничные дни, которые все были посвящены памяти
замечательных событий в жизни народа еврейского. С проповедью
евангелия Спаситель обратился, прежде всего, к Своим, к Своему
народу, который не принял Его (Ин. 1, 11). Не смотря на то, что
народ еврейский отверг Христа Спасителя, Он все-таки говорил,
что послан к погибшим овцам дома Израилева, которых
предпочитал хананейским язычникам (Мф. 15, 26). Посылая Своих
12 апостолов на проповедь, Христос Спаситель повелевал им не
ходить к язычникам и в Самарянские города, но идти прежде всего
к тем же погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 5-6). Но

особенно явил Свою любовь к Своему народу и к Своему земному
отечеству Христос Спаситель в последние дни Своей земной жизни
пред Своими крестными страданиями. Когда Спаситель во время
торжественного входа в Иерусалим вступил на гору Елеонскую и
когда отсюда открылся чудный вид на славный город еврейского
народа, Спаситель, видевший Своим Божественным взором близкое
разрушение города и печальный конец Своего земного
отечества, заплакам о нем и сказал: о, еслибы и ты хотя в сей твой
день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто ныне от
глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат
тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду, и
разорят тебя, и побьют деей твоих в тебе, и не оставят в тебе
камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения
твоего (Лк. 19, 42-44).
Так оплакал Христос Спаситель гибель Своего земного
отечества, которое любил!
Русские православные люди! Любите и вы свое отечество, ибо
эту любовь благословил своим примером Христос Спаситель! Не
верьте тому, что мы, как христиане, как служители всемирной,
общечеловеческой религии, должны любить все человечество, весь
мир, а не одну какую-либо страну, например, наше отечество.
Можно любить всех людей, без различия народности, но в то же
время должно особенно любить свою родину, свое отечество. Ибо
кто не умеет любить родины, как может любить все человечество?
Любовь к отечеству, благословляемая и освящаемая Христом
Спасителем, есть высокая человеческая добродетель, обязательная
для всякого христианина. Эта добродетель вложена в душу каждого
человека Его Творцем, врождена человеку. Кто отрицает это, тот
говорит против очевидной и неопровержимой действительности.
Любовь к отечеству у всех народов всегда ставилась и теперь
ставится выше всех других видов высочайшей христианской
добродетели — любви. Только тот может не понимать, может не
чувствовать силы любви к отечеству, кто не испытал в своей жизни
величайшего несчастия в мире — лишения родины, отечества. Это
и понятно, так как мы ценим правильно то добро, которого почему-
либо лишаемся. Самыми горячими патриотами в мире являются
те народы, которые потеряли родину, отечество. Прочтите лучшия
произведения таких народов (Пс. 136) и вы убедитесь, как горячо,
как глубоко они любят отечество, которое потеряли. Как сироты

без матери, так и народы без родины — самые несчастные, самые
жалкие среди народов мира. Русские православные люди! любите
свое отечество, дорожите им, молитесь Богу, чтобы Он всегда
хранил вас от величайшего бедствия — потери родины!
Любовь к отечеству есть наш долг, наша нравственная
обязанность в отношении к нашим предкам. Наши славные предки
любили свою родину, свое отечество. Этою любовию своею они
возвеличили его. Эту любовь к отечеству они завещали и нам.
Припомните прошедшую историю русской земли, и вы увидите, вы
убедитесь, что земля, на которой мы живем, которую мы называем
своею родиною, усеяна костями, полита кровию наших предков,
которые проливали ее, которые умирали за честь и славу своего
отечества. «Ляжем костьми, но не посрамим русской земли» — этот
победный клич одного из наших первых патриотов служит
знаменем всей истории народа русского, глубоко преисполненного
любви к своей родине. Любите же, русские православные люди,
свое отечество! Из глубины минувших веков ваши предки смотрят
на вас и требуют от вас сей любви!
Где любовь, там и единение, равно как и наоборот:
где единство мысли, желаний и чувствований, там над всем царит
любовь. Наша святая Русь всегда была сильна любовию и
единством. Любовию и единением возвысилось наше царство,
создавшееся на развалинах удельно-вечевой Руси. Любовию и
единением наша святая Русь одолела своего страшного врага —
монголов, в течение двух веков господствовавших над нею.
Любовию и единением наша святая Русь рассеяла и покорила
монгольское царство — Золотую Орду и его наследие —
Казанское, Астраханское и Крымское царства. Любовию и
единением наша святая Русь спасла свою веру и народность от
католической Польши и победоносною вышла из великой смуты,
какую пережила в конце XVI и в начале XVII вв. Любовию и
единением наша святая Русь отстояла свое отечество от двадесяти
чуждых языков в начале прошедшего века и от большей половины
Европы в средине его.
Русские православные люди! любите свою родину! храните в
себе эту любовь к отечеству и утверждайтесь в ней! Любовь к
отечеству есть величайшая сила, создавшая наше государство,
укрепившая и возвысившая его.

В самые последние дни Господь послал нам великое
испытание. На нас восстал и поднял свою дерзкую руку
монгольский народ. Где нам искать сил для борьбы с этим врагом?
Русские православные люди! Ищите эту силу, почерпайте ее
прежде всего в надежде на Бога, а потом в самих себе, в своей
горячей любви к отечеству. «Кто Бог тот великий, как Бог (наш)!
Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди
народов» (Пс. 76, 14-15). «Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). В то время, как
мы говорим это, наши братья, быть может, бьются с врагом за
отечество, проливают кровь свою за родину, гибнут в волнах
морских, стонут в предсмертных страданиях… Чем мы с вами
можем выразить свое сочувствие нашим братьям, борцам за
родину? Выразим ее, прежде всего, молитвою к Богу, а затем
посильною жертвою в пользу раненых для облегчения их
страданий! Аминь.
Произнесенное в Киево-Андреевской церкви 2 февраля
1904 года.