Проповедь протоиерея Михаила Пономарева в Димитриевскую родительскую субботу.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Остались имена и даты на крестах у тех, кто в землю лег, и
ожидает чуда; Какое имя будет на устах, когда я буду уходить
отсюда»?!
Для любящих сердец, ушедший в мир иной человек как бы
уехал в другой город и в новую командировку. Разум человеческий
понимает, что близкий дорогой человек умер, а сердце
человеческое, согласиться не может с этим. Потому что, сердце
человеческое чувствует, что близкий дорогой человек не умер, но
жив.
Чем познают Бога в этом мире? Чем Его видят? Разумом ли?
Сердцем его видят. Вот точно так же и сердце человеческое
чувствует, что наши близкие, родные, они живы, и поэтому это все
заставляет нас идти и молиться Богу: просить и милости от Него,
потому что Сам Бог является любовью.
Нам кажется, что граница между нами и ими поистине, как
стена, или может — пропасть. Но это совсем не так. Эта граница
очень условна и призрачна. Потому что если человек обладает
духовным зрением, то он и чувствует и видит ту будущую жизнь и
отвечает на нее. Точно также и они, видят нашу жизнь и, то же
самое, беспокоятся; и, конечно же, всегда они печалятся, если мы
здесь с вами ведем себя совершенно неправильно.
В духовном мире, кроме Христа и Божией Матери нет целых
людей. Потому что смерть человека разрывает его на части: на
душу и тело. Человек только тогда целостен, когда в нем и душа и
тело. Но смерть разрывает на части и поэтому в том мире нет целых
людей, кроме Божьей Матери и Спасителя. И поэтому мы всегда с
вами, собираясь здесь, и молимся об этом, чтобы в будущей жизни
души человеческие обрели эту полноту бытия в Боге. Мы не можем
послать им какую то посылку, или, что то еще такое, но у нас есть
молитва. Когда с нами случается несчастье здесь, на земле или,
какая то болезнь, разве мы, наученные состраданием, бросаем этих
людей, своих близких и родных? Нет, конечно: мы стараемся им
помочь, исцелить их и всячески так, чтобы их тяготы немного
ослабли или совершенно исчезли.

Точно так же и здесь: когда мы с вами собираемся здесь, в
храме, для молитвы, то мы всегда подразумеваем то, что наши
молитва поможет им в будущей жизни.
Второго Пришествия не было. Поэтому, души человеческие
еще не познали полностью отверженность, или полноту счастья в
Боге. Поэтому души их: наших близких и родных, живут сейчас
ожиданием: или полноты бытия и радости в Боге, или вечного
наказания. И вот когда мы с вами, своим близким, дорогим людям,
здесь, еще на земле живущим, помогаем, то почему же мы должны
отвергнуть души наших близких и родных? Если мы научены с
вами добродетелям?
Не молиться о наших близких и родных, это равносильно, то
же самое, что отсечь руку, выколоть глаз; то есть полностью тот
орган, который мы стараемся сберечь. Мы всячески оберегаем и
глаз, и руку, чтоб ничего не случилось. Печально осознавать то, что
миллионы и миллионы людей не молятся о своих близких и
родных, которые ушли в вечность? Это то же самое, что и отсечь и
руку и выколоть глаз: то есть лишиться члена своего.
Но дело в том, что Церковь то земная и небесная одна, хотя
волос, который на голове, он не видит подошвы наших ног.
Правильно? Но в любом случаю, они питаются одной кровью
человеческой, которая находится и течет в организме.
На одной лозе, растет множество кистей, но они соприкасаются
и питаются одним соком этой лозы. Вот точно также и церковь,
небесная и земная — она объединена, она одна, потому что
питается от одного Источника Тела и Крови Христова.
И поэтому так важно нам с вами молиться о близких и дорогих
нам людях. Потому что у них отнимается воля, но никто в
Богословии еще не сказал, о том, что душа человеческая,
находящаяся за гробом, лишается благодати Христовой. То есть
она не лишается впитывания благодати Божией. И поэтому, если об
этой душе молятся, то Бог посылает благодать этой душе.
Соответственно, впитывая благодать, она берет в себя силу, и,
постепенно, по молитвам здесь живущих, преображается.
Соответственно еще до второго пришествия она уже будет
искуплена дорогою ценою: Телом и Кровью Христовой и наследует
жизнь вечную. Вот почему так важно молиться о близких и родных
нам людях.

Прошло их время трудов, прошло их время забот бесконечных
на земле. Но жизнь не кончилась для них и за гробом и поэтому они
ожидают наших молитв, ожидают нашей любви, ожидают нашей
заботы.
Поэтому, живя здесь на земле, будем помнить всегда о том, что
часть их, которая называется душою, она жива, она разумна, она
все понимает и слышит молитвы своих близких. Так радостно
воспринимать, когда те, которых уже нет с нами, осознают,
слушают и помнят, что мы не забыли и помним о них.
Молитвами Пресвятой Богородицы да дарует Господь нашим
близким, их душам, вечную жизнь, благодати Божией и вечного
спасения. Аминь.
Сказано после Божественной Литургии 3 ноября 2012 года. В
храме Свято-Троицкой станицы Клеткой.