Проповедь архиепископа Никона (Рклицкого), Вашингтонского и Флоридского (+1976г.) в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя

«Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).
Этот призыв великого проповедника покаяния должен звучать
в сердце каждого христианина, кто хочет спасти свою душу и
наследовать вечную жизнь. Особенно же он должен звучать у
людей старых, жизнь которых по естественному порядку бытия,
заканчивается здесь на земле, и им в скором времени предстоит
расстаться со своим телом, а душе вступить в новую сферу жизни,
где разделено добро и зло. И особенно сильно сей священный
призыв должен звучать у всех нас в сей день, специально
посвященный памяти великого основателя покаяния, святого
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, самого великого из
людей, по свидетельству Господню. Он был предтечей пришествия
Христова, а для нас является как бы предтечей нашего перехода от
земли на небо.
В благодатной Христовой Церкви не только вспоминаются
празднуемые события и священные лица, но силой Христовой,
присутствующей в нашей Церкви, эти события воспроизводятся,
как действенные для нашей души. Если мы уразумели все то, или
хотя бы некоторую часть того, что воспевалось и произносилось в
нашей церкви в день сего великого праздника, если наша душа стала
хотя бы немного приуготовленной к восприятию духовного жития,
то мы можем мысленно перенестись в Иорданскую пустыню,
видеть духовными очами грозного пророка, облеченного в

одежду из верблюжьего волоса, препоясанного кожаным поясом,
изможденного от поста и молитвы, окруженного множеством
народа из Иерусалима, и всей Иудеи, и всей окрестности
Иорданской, крестящегося от него по исповедании грехов (Мф. 3, 5-
6).
К Иоанну Крестителю пришли не только из простого народа,
но и многиe фарисеи и среди них, вероятно, и книжники, т.е.
ученые, и священники, и саддукеи, не веровавшие в будущую
жизнь. Однако, вопрошали великого пророка о путях покаяния не
все, а лишь те, кто действительно хотели каяться, а не пришли сюда
из простого любопытства, увлекаемые толпой. Как свидетельствует
евангелист Лука, спрашивал народ Иоанна: что же нам делать?
Великий пророк не потребовал от людей чего-либо особенного, а
только иметь милосердие: «у кого две одежды, тот
дай неимущему; у кого есть пища, делай то же». Пришли к нему и
мытари (ненавистные для народа — сборщики податей для римского
государства, под властью которого находилась Иудея и которые при
этом обычно грабили народ в свою пользу), и для них он не дал
какой-либо трудной задачи: «ничего не требуйте более
определенного вам», сказал пророк, а воинам он повелел: «никого не
обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим
жалованьем» (Лк. 3, 10-14).
За то он был необычно грозен к тем, кто не искал путей
покаяния. 
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему
креститься, сказал им: порождения ехидновы! (ехидна —
отвратительный зверь, который пожирает своих детенышей), кто
внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же
достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у
нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих
воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит:
всякое древо не приносящее добра плода, срубают и бросают в
огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущей за мною сильнее
меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас
Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его, и Он очистит
гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому
сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 5-11).
Если бы мы — архиереи, священники, монахи и вообще
христиане, желающие быть пшеницей Христовой, а не соломой,

подлежащей сожжению, спросили Иоанна Крестителя, что же нам
делать, то он так же ответил бы нам: — Не думайте о себе, что вы
Христовы, потому что Бог и из камней сих может воздвигнуть
Своих служителей и не потребовал бы от нас чего-либо особенного,
чтобы мы, например, творили чудеса, которые и он сам не творил,
или чтобы мы вселились в пустыню, подобно ему, и питались бы
саранчей или диким медом, но потребовал бы, чтобы мы исполнили
долг своего звания, исполнили бы свои священные обеты и
ради истины готовы были на усекновение и нашей главы. Тогда
воистину мы будем пшеницей Христовой.
Для каждого, желающего спасти свою душу для вечной жизни,
св. Иоанн Креститель драгоценен двумя сторонами своей
неумолкающей проповеди. Он основоположник покаяния и он
основатель бесчисленного сонма свидетельств о том, что Иисус
Христос есть Сын Божий — всемогущий Бог, и на этом,
положенном им камне, покоится непоколебимая вера Христовой
Церкви в то, что непременно будет конец мира, Страшный суд и
вечная жизнь в Царстве Христовой славы для пшеницы Христовой и
вечная смерть для соломы, сжигаемой огнем неугасимым.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!
Сказано в Св.-Троицком монастыре, Джорданвилль, Нью Йорк,
США 29 авг./11 сент. 1972 г.