Поучение протоиерея Александра Романовского в день празднования в честь «Владимирской» иконы Богоматери

Матерь Божия, подобно грому, устрашает врагов.
«Радуйся, яко гром враги устрашающая!» (Акафист)
Так святая церковь восхваляет между прочим Матерь Божию.
И нам, братия, при воспоминании о великом Ея милосердии,
явленном нашим предкам в избавлении их от нашествия страшного
завоевателя Тамерлана, хана татарского, прилично ныне воспеть
Ей, Матери Божией, туже похвальную песнь: «Радуйся, яко гром
устрашающая!»
Известно нам из истории отечества нашего, что Россия
находилась под владычеством татар более двух сот лет. В это
тяжелое для России время удельные князья Русские, ослабленные
непрестанными междоусобными войнами, долго не смели и думать
о свержении с себя ига татарского. Но вот явился на престоле
княжества московского Великий князь Димитрий Иоаннович
Донской. Заручившись союзом с некоторыми соседними князьями,
он первый решился вступить в борьбу с татарским ханом Мамаем,
вторгнувшимся в пределы России с многочисленным полчищем
татар. Призвав на помощь Матерь Божию, Которой икона была
носима в воинстве Русском, и оградив себя благословением
Преподобного Сергия, он одержал блистательную победу над
Мамаем на поле Куликовском. Многочисленное войско татар было
разбито на голову. Такая победа над татарами была одержана
воинством Русским в конце четырнадцатого столетия, и была зарею
освобождения России от владычества татар.
Понятна, что такая победа Русского князя до крайности
раздражила и озлобила татар. Они пылали сильным желанием
отмстить за свое поражение. Не прошло и пятнадцати лет после
победы Великого князя Димитрия, как Мамай умер. Преемник его
Тамерлан, собравши многочисленное воииство, вторгнулся в
пределы России и привел оную в ужас. Как страшная туча, он шел к
Москве, на пути своем предавая все огню и мечу. Он вошел уже в
пределы Рязанские: взял город Елец, пленил князя Елецкого, и убил
многих жителей, и устремился к Москве. И Великий князь
Московский, Василий Дмитриевич, с войском также подошел к

Коломне и остановился на берегах Оки. Страшась грозного врага,
он усердно молил Бога и Пресвятую Богородиду о помощи над
врагами; призывал в своих молитвах и московских чудотворцев:
Петра, Алексия, Преподобного Сергия; писаниями своими убеждал
митрополита Киприана и духовенство усерднее молиться Богу и
Богородице о даровании ему победы над врагами. Просил их
убеждать и всех жителей Москвы в Успенский пост усугубить свои
молитвы и приносить Богу покаяние в грехах своих. Во всех храмах
Московских совершались моления к Богу за князя и воинство
Русское. А для большого пробуждения в сердцах людей духа
молитвенного Великий князь повелел из Владимира принести в
Москву чудотворную икону Богоматери, по преданию написанную
Евангелистом Лукою. — Митрополит, духовенство и народ
возблагодарили Бога за такое распоряжение Великого Князя. Они
надеялись, что подобно тому, как князь Андрей Боголюбский с
этою чудотворною иконою некогда одержал победу над Болгарами,
так и Москва Ею-же будет спасена от врагов. И не напрасна была
надежда их!
Чрез десять дней после праздника Успения Богородицы
чудотворная икона Ея была принесена к пределам Московским. Все
почти жители столицы вышли на встречу чудотворной иконе
Богоматери, и увидевши оную, в благоговейном трепете пали пред
Нею и со слезами вопияли: «Матерь Божия! Спаси землю
Русскую!» Духовенство с крестным ходом, при безчисленном
стечении народа, встретило чудотворную икону Богоматери и
проводило оную в Успенский собор. О, дивное чудо! В тот самый
день и час, когда жители Москвы встречали чудотворную икону и
молились Матери Божией, Тамерлан заснул в шатре своем и увидел
страшный сон. Ему представилась великая гора, с которой сходили
многие святители с золотыми жезлами в руках, а над ними в
лучезарном сиянии явилась Жена, величия неописанного,
окруженная множеством молниеобразных воинов, грозно идущих
на Тамерлана. Величественная Жена повелевала ему оставить
пределы Русские, если нежелает погибели себе и войску. Тамерлан
от страха затрепетал и проснулся. Созванные им вельможи,
которым расказал о своем сновидении, желая понять значение
виденного, ответили ему: «Это Богоматерь, защитница христиан!»
— «И так мы неодолеем их», сказал Тамерлан; — и тотчас повел
войскам своим идти в обратный путь, и ушел из пределов России.

Можете себе представить, братия, как велика была радость
Россиян при получении известия об удалении страшного врага из
отечества нашего! Тогда не только жители Москвы, но и все
Россияне, как бы едиными устами и единым сердцем в восторги
духовной радости восхваляла Матерь Божию, и, в чувстве
величайшего к Ней благодарения, воспевали: «Радуйся, Матерь
Божия, яко гром враги устрашающая!»
Что бы память об этом славном событии не осталась забвенною
в потомстве, в наставление нам, их потомкам, предки наши
основали монастырь на том месте, где была встречена ими
чудотворная икона Богоматери, и положили ежегодно совершать в
оном торжественное моление после крестного хода из Успенского
Собора.
Вот какое славное и отрадное для сердца событие
воспоминается ныне Св. Церковью! Подлинно радостна
воспоминать о великом милосердии Царицы Небесной к людям
грешным, о чудном и могущественном Ея заступлении за них пред
Божиим правосудием. Кто бы нас избавил от толиких бед, которыя
мы своими грехами на себя привлекаем! Ктоже бы сохранил, аще
не бы Ты, Владычице мира, предстояла молящи Бога за нас!
Так, братия! Видно велика была вера в заступление Богоматери
у наших предков; видно пламенна была их молитва к Царице
Небесной, когда Она явила им столь великое знамение Своего
милосердия! Но кто пробудил столь великую веру в жителях
Москвы? Кто вселил в них столь богоугодный дух молитвенный?
Пример Великого Князя Московского, Василия Дмитриевича! Он
первый всем своим подданным явил пример великой веры и
благочестия. Он не тайно только, но и явно совершал во храме
Божием свои сердечныя моления к Богу и Богородице; он с
великую ревностью побуждал и духовенство и народ усугубить
пост и молитву во время поста Успенского; Ему принадлежала
первая мысль перенести из Владимира в Москву чудотворную
икону Богоматери. И Бог за его веру и благочестие даровал ему
победу над страшным врагом России. Подлинно счастливо было
Московское княжество, имевшее столь благочестивого князя!
Счастливы и мы, братия, имющие столь благочестивых царей!
И мы; в минувшую войну с турками, чем другим привлекли к себе
помощь от Бога и Богородицы, как не живою верою в Бога и
благочестием нашего Царя! С усердною молитвою к Богу и

Богородице Он и начал и продолжал войну. И не напрасна была Его
вера в помощь Божию и заступление Богородицы. Ему настолько
Бог даровал славную победу над страшными врагами, но и Его
Самого не одии раз видимо защищал от убийственных рук злодеев
и чудесно отвращал от Него повидимому верно расчитанные
смертельные удары!
В чувстве сердечного благодарения за милосердое заступление
Царицы Небесной воспоем и мы Ей хвалебную песнь: «Радуйся,
яко гром враги устрашающая!» Аминь.
26 августа, 1881 г. Церковь св. Василия Кесарийского, на
Тверской, в Москве