Слово протоиерея Феодора Титова (+1935г.) в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны и в неделю свв. жен мироносиц

О призвании и общественном служении женщины-христианки.

И жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и
недуг… служаху Ему от имений своих (Лк. 8, 2-3).
И изшедше скоро от гроба со страхом и радостию
велиею, текосте возвестити учеником Его (Мф. 28, 8).
Знаменательно для нас, православных русских людей,
совпадение в нынешний день двух празднеств: церковного и
гражданского. Как чада Церкви православной, мы ныне чтим
память святых жен мироносиц; как члены великого
государства русского, мы торжественно и радостно
празднуем ныне день тезоименитства Благочестивейшей
Государыни нашей Императрицы Александры Феодоровны.
В лице жен мироносиц мы почитаем память первых
святых жен христианских, свято исполнивших и
осуществивших в своей жизни и деятельности высокое и
чистое христианское учение о призвании и обшественном
служении жеищины; в лицеБлагочестивейшей Государыни
Императрицы Александры Феодоровны мы чтим живой образ
истинно христианской женщины, первой Жены и Матери
нашего отечества, — образ, которому должны подражать и,
действительно, подражают наши лучшия русския
христианския женщины.
По свидетельству евангельскому, святыя жены
мироносицы были те еврейския женщины, которыя, будучи
облагодетельствованы нашим Спасителем, исцелившим их
от различных недугов, уверовали в Него и, уверовав,
предались Ему с искреннею и горячею любовию, постоянно
ходили вслед Него и от имений своих служаху Ему и всему
обществу первых христиан (Лк. 8, 2-3). Женам мироносицам
первым явился Спаситель, по воскресении Своем, и
оне первыя с радостию велиею возвестили об этом
Апостолам (Мф. 28, 8). По вознесении Господнем на небо,
оне постоянно пребывали с Апостолами и другими
христианами в молитве и молении (Дн. 1, 14) и помогали им
в проповеди Евангелия. По церковному преданию, святая
мироносица Мария Магдалина с проповедию евангельскою
доходила даже до Рима и здесь, дерзновенно явившись
римскому императору и подавая ему красное яйцо, как
символ Воскресения Христова и возрождения всего мира
человеческого посредством учения Христова,

приветствовала его пасхальным ангельским
приветствием: Христос воскресе!
Таким образом, благотворение и просвещение в широком
смысле сих слов составили подвиг и служение, которым
посвятили всю свою жизнь и деятельность первыя святыя
христианския жены мироносицы. Благотворение и
просветительная деятельность и навсегда должны служить
теми поприщами, на которых могут прилагать свои силы и
способности, дарованныя от Бога, всехристианския женщины,
или самым своим положением в обществе призываемыя, или
же добровольно желающия и стремящияся внести долю
своего труда в жизнь общественную.
По учению апостольскому, женам, посвящающим себя
благочестию, прилично украшать себя не плетением
волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою,
но добрыми делами (1 Тим. 2, 10). Сострадание несчастным,
помощь слабым и бедным, участие и уход за страждущими
суть такия добрыя дела, которыя наиболее соответствуют и
самой природе женской.
Высокие примеры истинно христианской
благотворительности и служения обществу посредством сей
благотворительности мы видим в лице Августейших женских
Особ нашего Царского дома. История наша знает уже
несколько русских Государынь Императриц и других
Августейших Особ, которыя с безпримерным
самоотвержением предавали себя святому делу помощи и
благотворения всем страждущим, бедным и слабым. Нам,
киевлянам, подобная самоотверженная, смиренная,
плодотворная, истинно христианская деятельность
Августейших Благотворительниц особенно близко известна и
дорога.
В лице Благочестивейшей Государыни Императрицы
Александры Феодоровны мы видим самый чистый и светлый
образ истинно христианского служения всем нуждающимся и
слабым посредством широкой, щедрой и разумной
благотворительности. Можно сказать, с первых же дней
Своего пребывания среди народа русского
Благочестивейшей Государыни нашей Императрицы, Она
самоотверженно предалась делу благотворения и помощи

бедным и слабым. В течение пяти лет Ея благословенной
Богом жизни среди нас русский народ уже неоднократно,
особенно в годины общественных бедствий, испытал на
себе Ея благодеющую, щедро благотворящую, заботливую,
истинно материнскую руку помощи и сострадания. В
сравнительно короткий промежуток времени заботами нашей
Царицы-Благотворительницы создан у нас уже целый ряд
благотворительных обществ и учреждений, имеющих своею
целию придти на помощь всем нуждающимся, больным и
слабым. Какой высокий, чистый, живой и поучительный
пример для всех русских христианских женщин, или самым
своим общественным положением призываемых, или же
добровольно желающих и стремящихся принять деятельное
участие в жизни общества!
Просветительная деятельность составляет второе
высокое и ответственное поприще общественного служения
женщины-христианки, освященное примером первых святых
христианских жен. Как важно воспитать и с детских лет
подготовить истинного христианина и доброго гражданина! И
это невозможно без участия женщины-матери. Нежность,
терпение, внимательная заботливость, без которых
немыслимо доброе воспитание дитяти, присущи самой
природе женской. Потому лучшия воспитательницы детей
суть женщины-матери христианския.
Кто, например, обратил в христианство блаж. Августина?
Мать. Кто воспитал св. Иоанна Златоуста? Мать. Кто спас св.
Василия Великого? Тоже мать. Мать есть лучшая
воспитательница своего дитяти в детских летах его, верный
страж чистоты и невинности его в юношеском возрасте его и
надежнейший друг и советник его в зрелых летах его жизни.
Высокие образы общественного служения женщины-
христианки на поприще воспитания и просвещения мы видим
в лицепервых жен нашего отечества — Государынь
Императриц и других Августейших Женских Особ нашего
Царского дома, заботами которых у нас создан
многочисленный ряд просветительных и воспитательных
учреждений, в которых дети русского народа получают
правильное воспитание и образование. Выразительный
пример подобного же общественного служения женшины-

христианки посредством воспитательно-просветительной
деятельности являет нам и Благочестивейшая Государыня
Императрица Александра Феодоровна. Заботами Ея созданы
многие приюты и учреждения, в которых дети подготовляются
к честной трудовой жизни и деятельности. Под Ея
милостивым покровительством состоят многочисленныя
русския просветительныя заведения. В самую
благотворительную деятельность Ея, по Ея же указаниям,
вводится идея просветительно-образовательная.
Но особенно поучительный для всех образ женщины-
христианки, первой и лучшей воспитательницы своих детей,
являет нам Благочестивейшая Государыня Императрица
Александра Феодоровна на примере воспитания Своих
Августейших Детей в тесном единении с православною
Церковью и в близком общении с народом русским. Еще так
недавно весь русский народ с благоговейным умилением
следил за тем, как его Царь и его Царица с Детьми
Своими спешили «провести дни страстной недели,
удостоиться приобщения Святых Таин и встретить
праздников праздник в Москве, среди величайших народных
святынь, под сенью многовекового Кремля» и — что самое
важное — «в молитвенном общении с народом Своим». Вот
истинно великий образ жены христианской, помощницы
своему мужу! Вот образ истинно христианской матери,
воспитательницы своих детей!
В чувствах благоговейной радости, любви и преданности
своему Царю и своей Царице, день тезоименитства Которой
мы ныне празднуем, вознесем усердныя наши молитвы к
Престолу Всевышнего; да услышит Он прошение всего
народа русского, молящегося ныне за свою Царицу
Благотворительницу! Да благословит Он добрым успехом
все благия намерения, начинания и действия нашей Царицы
на пользу страждущих, бедных, слабых и всех
непросвещенных! Да пробавит Он, Милосердный, Свою
неизреченную благость над Тою, Которая явила столько
милости к народу русскому! Да услышит Он, Царь Небесный,
молитву нашего Царя земного, еще так недавно молившегося
всенародно Господу, «да подкрепит Он верующих, удержит
колеблющихся, да воссоединит отторгнувшихся и да

благословит Российскую державу, прочно покоющуюся на
незыблемой истине православия, свято хранящего
вселенскую правду любви и мира. Аминь.
23 апреля 1900 года