Слово протоиерея Павла Попова в неделю Жен Мироносиц

Благочестивыя жены: Мария Магдалина, Мария Иаковля
и Соломия, в субботу, на рассвете, пришли ко гробу
Господню, что-бы отдать последний долг Христу, возлить на
пречистое тело Его, благовонныя мази. Но тела Христова оне
не нашли во гробе.
Светоносный ангел, сидевший на отваленном камне,
сказал им: «вы ищете Иисуса назарянина распятого, Его
нет: Он восста… идите и возвестите учеником Его» (Мк.
16, 6-7).
В большой радости, но и в большом испуге оне ушли от
гроба!
Вот о чем повествует нынешнее евангелие.
И не знаменательно-ли для нас то, что женщины в лице
жен мироносиц, удостоились первыми узнать о воскресении
Христовом и им же первым явился воскресший Христос!
Христос, — обетованное семя жены, — нисходит в ад,
сокрушает главу змия, искусившего первую женщину и
одновременным своим явлением женам-мироносицам, —
знаменует исполнение обетования «семя жены сотрет главу
змия» и снятие с жены последствий первородного греха, а
вместе с тем предуказывает и мировую роль женщины в
судьбах всего человечества и христианства — в частности.
И если вы верите в то, что на крови мучеников создалась
церковь Христова, то несомненно и то, что в сонме
христианских мучеников особым ореолом небесной славы
благоухает ряд христианских мучениц!
Что может быть трогательнее любви ко Христу св. муч.
Софии, воспитавшей детей своих: Веру, Надежду, Любовь в
готовности принять мученический венец, но не изменить
Христу!
А Варвара великомученица, за веру Христову
безбоязненно отдавшая жизнь свою, усеченная мечем рукой
жестокого отца своего Диоскора!
А Анастасия — узорешительница, запечатлевшая
мученичеством свое самоотверженное служение
заключенным в узы!

И как много, много мученичества за веру явили женщина
в первые века христианства!
Женщины-христианки, с смертельной опасностью для
жизни, проникали в дворцы государей, самых жестоких
гонителей на христианство, языком кротости укрощали
звериную ярость этих палачей и даже в самих семьях
царских насаждали «семена христианства»!
Но вот церковь Христова, повидимому окрепла.
Константином Великим она признана не только свободной
в своем культе, но и господствующей в государстве!…
И новыя потрясения возникли в ней… появились внутри
ея брожения, появился ряд ересей, угрожавших ей
распадом!…
И на защиту ея встает целый ряд величайших столпов
веры!
А кому мы обязаны появлением в этот смутный период
церкви таких гениальных богословских мыслителей, как
Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Григорий
Нисский, блаженный Августин и другие?
Имена благочестивых матерей: Нонны, Моники, Анфусы и
др., воспитавших великих столпов церкви, останутся
незабвенными на вечныя времена и эти имена будут вечно
говорить человечеству о том, что может дать миру женщина
— мать — христианка, в чем ея истинное призвание!
Такова была женщина — христианка первых веков!
Ну. А современная женщина?
Правда, — на заре христианства — на такую высоту
подымали женщину необычайныя мировыя события, при коих
зарождалось и крепло христианство.
То был великий подъем человеческого духа
пробужденного силой света Христова к новой, светлой жизни!
Человечество в учении Христа обрело ту истину, ту
правду жизни, какую затерял в своем богоотступничестве
богоизбранный народ и какую безплодно искали и как бы в
тумане прозревали такие величайшие умы языческого мира,
как Сократ, Платон и Аристотель.
Таких сильных побуждений к подъему человеческого духа
в современной жизни нет!

Но, к глубокому сожалению, человечество, вместо
мирного развития церковной жизни, по мере удаления от
золотого века христианской эры, начало постепенно
охлаждаться в проведении правды Божией на земле,
постепенно начал затмеваться самый смысл и цель
человеческой жезни, нередко гранича с языческим
миросозерцанием!
В общем уклоне от христианских идеалов не устояла и
современная женщина.
И прежде всего — современная женщина — христианка
отошла в сторону от своего призвания, предуказанного ей и
Творцом и самой физической природой, — от высокого,
святого призвания, — быть матерью — воспитателницей
детей, как будущих граждан.
И в этом отношении как глубоко прав был Лев Толстой,
когда он, не боясь потерять обаяние во мнений
многочисленных своих почитателей вопрошавших его, как
нового учителя жизни, — о призвании в жизни женщины,
определил ея назначение словами: назначение женщины — в
семье и только — в семье.
Но известно, что современная женщина в своем
большинстве отвергает эту, по ея мнению, слишком
скромную и узкую роль и стремится завоевать себе
положение, равное мужчине.
Вопрос об эмансипации женщины был большим вопросом
в нашей стране в последние полвека.
Но домогаясь путем узаконенного равноправия принять
участие в государственном строительстве, она, очевидно,
забывает, что для того, чтобы хорошо управлять
государством, необходимо, чтобы такое государство
состояло из граждан доброго воспитания, а дать такое
воспитание может лищь добрая, сердечно любящая своих
детей — мать!
Не дожно закрывать глаза на то, что болшинство русских
детей остается вне материнского воспитания.
Дети народа, по темноте матери, в том неповинной,
воспитываются улицей и природой; дети среднего сословия
отдаются на воспитание в школу, которая, как известно, если
и дает клочки знания, то совершенно не воспитывает, а вот

великосветская мать, можно сказать, совсем отрекается от
своих материнских обязанностей, отдавая детей на
воспитание боннам и гувернанткам, а ея воспитание и
материнския обязанности ограничиваются нередко лишь тем,
что возвращаясь под утро с званного вечера, она мимоходом
заглянет в детскую комнату осенит крестным знамением
спящего ребенка.
Никто не сомневается в естественной любви матери к
детям, чувство материнства ведь так сильно и в мире
животном, но не странной-ли покажется та любовь, которая
проявляется у одних лишь в заботах о питании, а у других —
в заботах о костюмах, по моде сшитых, и уменьи держать
себя «в гостинных».
И это оттого и потому, что мы так часто забываем ту
простую, но великую истину, что мать, одна только мать
может дать хороших граждан своим непосредственным
любовным воспитанием и тем обусловить благоденствие
страны, забываем, что государство — это мы с вами и если
порочны мы, то порочно и то, что называется государством.
Отсюда вывод тот, что нет и не может быть выше и
святее обязанности и долга воспитания детей, что дети для
родителей, — как часть их физического и духовного бытия, —
опора их старости и надежда для отечества, — дожны быть
святыней и воспитание их должно совершаться и жертвенно
и благоговейно.
А потому и менять матери ея святую обязанность, —
развивать в ребенке образ и подобие Божие — на
честолюбивое желание играть какую то неподходящую и
непосильную ей роль в государственном деле, было-бы
преступлением!
Мы уже говорили, что великие люди своим гением
обязаны воспитанию матери.
Оне матери, — творят гениев страны!
И напротив — оскудение этими гениями говорит об
оскудении и упадке воспитания!
Вот и доказательство тому.
Существует убеждение, что война родит героев, что
вообще сильныя потрясения в мире или в той или иной
стране, вызывают большой расцвет творческих сил человека.

Мы пережили великую мировую войну и непосредственно
кровавую революцию — междоусобие!
Казалось — какое богатство впечатлений и материала
для человеческого творчества!
Но что же мы видим? Кругом — безмолвная пустыня!
Война не родила нам ни одного выдающегося полководца
— чуда — богатыря: нет славных имен Суворова, Кутузова,
Скобелева!
Мы не слышим огненных пророчественных призывов
церковного витии!
Мы не слышим чарующих звуков вдохновенного поэта!
А литература, искусство… в каком невыразимом упадке!
Как будто с физическим самоистреблением русского
народа сметено и все то духовное, что когда то так любовно
передавалось матерью — детям: ея творческия силы!
Как будто иссяк и самый источник, родник этих творческих
сил у самой матери!
Как будто русския дети лишились кровной матери, как и
все мы лишились родины — матери!
Да… лишились! Уже в первые дни революции родители и
дети перестали монимать друг друга!
Достолюбезныя сестры о Христе! Евангельское
повествование о женах мироносицах ежегодно призывает
женщину христианку на служение великим христианским
идеалам и главным образом завет оно вас к осуществлению
главнейшего христианского долга вашего — воспитания
детей.
В этом ваше призвание, в этом ваш подвиг, в этом и путь
ваш во спасение!
Варна, Болгария, 1923 г.