Проповедь епископа Силуана (Вьюрова), Колпашевского и Стрежевскаго в неделю жен- мироносиц

«Кто больше любит, тот в
большей славе будет у Бога»

Сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех, кто с
 одной стороны всегда находился как бы в тениближайши
х учеников Спасителя; а с другой стороны, своей верностью, 
своей любовью превзошел меру святыхапостолов. Мы назыв
аем их женами-мироносицами. И удивительно то, что этими людьми, чьи сер
дца были исполненынаиболее горячей любовью к своему Бо
жественному Учителю, были женщины, которых апостол Паве
л исполненнымиДуха Святого устами, называет «немощнейш
им сосудом».
И эти, казалось бы, наиболее немощные существа, боязливы
е, слабые — оказались первыми у Гроба Спасителя,хотя 
там была стража, хотя вся ненависть иудеев и римлян была н
аправлена против Господа, а значит, и против Егоучеников. Н
и о чем не думали святые жены, когда, движимые своей безгр
аничной любовью к Господу, устремились, как только появила
сьпервая возможность, ко гробу Того, Кто был им дорог более
 всего на свете.
Любовь святой апостол Павел именует совокупностью
совершенств. И поразительно, парадоксально, что в нем
ощнейших сосудахявляется духовное совершенство. Но тако
ва наша вера, такова наша жизнь в Боге — она вся парадокса
льна. В ней совершаются непостижимыеи неожиданные таин
ства. И таким таинством является таинство любви, которое и
сполняет духовной силой даже самых немощных, самыхслаб
ых. «Сила Моя, — говорит Господь, — в немощи
совершается«.

Но не всякая немощь становится вместилищем силы Божией.
 Бывает такая немощь, которая совершенно противополо
жна любви. Этонемощь страстей греховных, немощь привяза
нности к земному паче меры, немощь подверженности влиян
ию духов злобы, немощь неверия,немощь гордыни, немощь с
амолюбия, немощь самомнения и высокоумия. Все это в глаз
ах мира сего кажется великим, но перед Богом это —немощь 
и ничтожество человека.
А бывает и другая немощь, та, которая именуется словом Бо
жиим «нищетой
духовной» и которую Господь называет блаженной. Те, ктоим
еет такую нищету, призваны к Царству Небесному. Поэтому, к
огда человек,
— а мы все без исключения с вами немощны, ограничены,сла
бы,
— сознает свою немощь и повергает ее пред Богом с тверды
м упованием, что Господь может исполнить духовной силой е
горасслабленное сердце, тогда по вере такого человека и бы
вает ему. Когда человек, хотя и чувствует свое несовершенст
во, но это не становитсядля него поводом к самооправданию,
 к нерадению, к лености, а, напротив, становится причиной, уг
лубляющей его покаяние, удесятеряющейсилу его молитвы, р
азжигающей его духовную жажду Бога, тогда в такой немощи 
и совершается сила Божия.
Такой была жена-
блудница, которая не видела, чем может оправдаться пер
ед Богом. Но будучи убеждена в том, что достойна всякогоосу
ждения, она тем не менее берет сосуд с миром, идет в тот до
м, в котором возлежит со Своими учениками Господь, и в мол
чании уствозливает на Его главу и тело драгоценное миро, от
ирает своими власами, растворяет благоуханный состав свои
ми слезами и, ничего неговоря, являет тем способом, которы
м может, свое покаяние, свою веру и свою любовь. Точно так 
же и все мы, хотя бы и видели своенесовершенство, хотя бы 
и сознавали множество своих грехов, хотя бы и не видели ос
обого духовного преуспеяния, не должны давать в своемсерд
це место греховной немощи лености, нерадения, малодушия 
и неверия. А, напротив, из глубины своей нищеты, от всего се
рдца взывать кГосподу:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешно
го». И чем глубже будет наша молитва, чем более она будет 
исполненадуховной жажды и тоски по Богу, тем будет она пло
доносней, тем большие чудеса будет она совершать в нашей 
душе; подобно тому, каксовершила эта духовная жажда вели
кое преображение немощнейших сосудов — жен мироносиц, 
ставших, по мысли Святой Церкви,апостолами для самих апо
столов.
Господь почитает великой славой не тех, кто больше молится
 или больше трудится, а тех, кто больше Его любит. По св
идетельствупреподобного Силуана Афонского, в Царствии Бо
жием каждый будет прославлен в меру своей любви. И кто бо
льше любит, тот в большейславе будет у Бога. Пусть же и на
ша молитва, и наши посты, и наши добрые дела будут исполн
ены духа любви, и во имя любви к Богу будутони совершаем
ы, потому что, если не будет любви к Богу, если мы не будем 
на этом сосредотачивать все свои силы, то все остальное тщ
етно:и знание, и вера, и нестяжание и даже мученический под
виг, по слову апостола Павла. Аминь.
    Томский Богородице-Алексиевский монастырь, 2015г.