Слово митрополита Иоанна (Снычева), Санкт-Петербургского и Ладожского (+1995г.)  в неделю 5-ю Великого Поста

О Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В 5-ю неделю Великого Поста, возлюбленные братья и сестры,
Святая Церковь совершает память преп. Марии. Совершает память
женщины, которая в начале своей жизни допускала тяжелейшие
грехопадения, а в конце достигла святости.
Для нас, возлюбленные братья и сестры, весьма полезно
проследить те пути, которыми шла Мария Египетская от греха до
обращения и преображения. По существу, в ее житии, как в
зеркале, отражается наш с вами образ жизни. Вот почему нам
полезно заглянуть в это зеркало, увидеть себя, ужаснуться мерзости
греховной и в меру сил своих с помощью Божией совершить
обращение от греха к праведности.
Итак, преп. Мария Египетская с 13 лет предавалась греху.
Причем, к этому греху ее никто не располагал. Она не знала нужды,
которая заставляла иных людей вдаваться в похоть плотскую,
чтобы иметь возможность содержать самих себя. Она сознательно
предавалась сладострастию — как усладе. Мария думала, что
только в этом грехе можно обрести счастье и радость жизни. И
поэтому она неустанно стремилась удовлетворять свои похоти
плотские, ввергая в грех и себя, и других людей. Так продолжалось
много лет, пока Божественная благодать не коснулась ее сердца.
Характерно, что до определенного времени грех закрывал ее
внутренние очи и Мария не видела своей погибели. Но наступил
момент, когда Божественная благодать нашла в сердце падшей
женщины небольшой уголок доброй земли. И в этот плодородный
уголок Дух Божий и бросил семя, которое произвело свое действие.
Однажды, когда Мария находилась в Иерусалиме, она ради
любопытства пожелала вместе с паломниками войти в
Иерусалимский храм и поклониться Честному и Животворящему
Кресту. Но едва лишь она возымела это желание и направила свои
стопы во святилище Божие, как невидимая Божественная рука
остановила ее дерзость. Остановила не один раз, а многажды. До

тех пор не допускал ее Господь к святыням Своим, пока она не
очнулась от своего греховного сна. Как же это произошло?
Воззрела Мария на икону Божией Матери, висевшую над вратами
церковными, — и внезапно ощутила, как Божественная благодать
коснулась ее сердца. Коснулась так глубоко, что произвела в душе
женщины внутреннее разделение греха и добра. В один миг,
молниеносно преп. Мария увидела своим внутренним взором самое
себя, увидела себя стоящей на краю пропасти, в которую она
неминуемо должна была бы упасть, если бы возымела желание
сотворить еще какой-либо грех. Пред ее внутренними очами
раскрылась вся опасность той жизни, которую она проводила в
миру. Восчувствовала Мария всю мразь, всю гадость блудного
греха. Но на этом Божественная благодать не оставила ее и дала
возможность внутренне, сердцем вкусить жизнь праведную, жизнь
в Боге, жизнь в добре. Таким образом Господь разделил внутреннее
состояние грешницы и поставил ее перед выбором между злом и
добром.
Теперь, возлюбленные братья и сестры, от самой преподобной
зависел исход ее обращения. Куда она склонит свою волю?
Возвратится ли вновь к сладости страстной или же возжаждет
сладости жизни в Боге?
Произошло спасение. Мария, внутренне, душевно ощутив
мерзость греха и сладость добродетели, не захотела возвращаться
на путь погибели. Божественная благодать, которая совершила в
ней изменение, повела ее от Креста в пустыню, чтобы там
окончательно истребить в сердце женщины всякий грех,
уничтожить всякую склонность к плотоугождению.
Итак, преп. Мария удалилась в Заиорданскую пустыню и там в
течение 17 лет трудилась, молилась, постилась, уничижала себя,
совершала подвиг покаяния. Она не остановилась, возлюбленные
братья и сестры, на том, чтобы просто оставить грех блудодеяния,
не успокоилась на этом, но возжелала загладить свои греховные
дела постом, молитвою и трудом. Постаралась приложить труды к
трудам, чтобы бесповоротно, окончательно устранить себя от греха
и привиться сердцем к добродетельной жизни в Боге. Духовное
преображение преподобной совершалось посредством Креста
Господня. Совершалось посредством того пути, по которому
прошел Господь наш Спаситель мира от Гефсиманского сада до
Голгофы. 17 лет изо дня в день боролась преп. Мария со

склонностями греховными, которые создали в ее сердце некий
недобрый навык. Как нам известно из ее жизнеописания, в течение
17 лет враг представлял ее внутреннему взору образы греха и
сладость той снеди, которую она некогда вкушала. Вот чем
старался враг уклонить ее с правого пути, воспрепятствовать ее
борению, преображению ее души. И часто, изнемогая от этой
внутренней борьбы, Мария падала на землю, била себя в перси,
омочала землю горячими слезами и молилась Пречистой Деве
Марии, чтобы Она помогла ей освободиться окончательно от
мучащего ее греха.
17 лет борьбы, возлюбленные братья и сестры! Вот сколько
потребовалось труда, чтобы выгнать из сердца всю заразу греха,
сам дух греховный. И с Божией помощью она достигла этого
очищения. Грех был убит окончательно. Преп. Мария распяла себя
со страстьми и похотьми. И только после этой борьбы никакая
страсть уже не трогала ее сердца. Она взошла на вторую ступень
крестоношения, когда вместо брани, вместо внутреннего раздора
появилось в ее душе мирное устроение и тишина. Она воистину
перешла от сей жизни к жизни будущего века. И то, о чем она
никогда не знала, поскольку никогда не изучала Св. Писания, —
все это было ей сообщено таинственно после ее очищения
Божественной благодатью. Она познала Бога Слово не по книгам,
не по людским преданиям — а так, как познал Его некогда
первоверховный ап. Павел, который тоже принял Евангелие не от
человека, а от Самого Спасителя. Вот такое благовестие
восприняла преп. Мария после того, как она совершила в своем
сердце победу над грехом. Она достигла очищения души в такой
мере, что во время молитвы отделялась от земли и подымалась на
воздух.
Имея перед глазами пример такого величайшего
подвижничества, нам не мешало бы взглянуть на свое бытие, на
свою жизнь и во Христе, и во грехе. Конечно, мы призваны к
спасению в разное время. Одни призваны еще с младенческих
ногтей, другие в более зрелом возрасте, но разве это может
послужить оправданием нашей греховности?! Достаточно ли
единственно призвания Господня для нашего с вами спасения?
Успокаиваться только знанием Божественных истин в деле
спасения нельзя. Необходимо, как и Мария Египетская, сочетать
свою волю с волей Божией и направлять ее на подвиг покаяния,

подвиг борьбы со страстьми и похотьми. Вот что необходимо нам в
деле нашего спасения!
К сожалению, слишком часто мы на спасительном пути делаем
остановки. Причем, такие остановки, которые грозят нам большой
опасностью. Мы шли, шли — и вдруг остановились. Дальше не
хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не
очень сокрушаемся об этом. Не стучим в свое сердце, не спешим с
горячностью восстать против греха. Нет! Мы как бы свыкаемся с
обиходом греховным, свыкаемся с тем, что в нашем сердце есть как
порок, так и добродетель — полагая, что грех неизбежен, что
вместе с грехом и добродетелью мы все же, Бог даст, войдем в
Царство Небесное. Нет, возлюбленные братья и сестры! Помните о
том, что сказал ап. Павел: «Ничего нечистое не войдет в Царство
Божие»! И еще говорит апостол: «Не обманывайтесь, ни блудники,
ни прелюбодеи, ни малакии, ни татие, ни винопийцы Царства
Божия не наследуют».
Слышите ли, возлюбленные братья и сестры? У врат Царства
Божия приставлены особые привратники, которые будут проверять
наш с вами внутренний багаж. Чем он наполнен? Чего больше в
нашем сердце: доброго или худого? Потребуется немалое
количество добродетелей, чтобы пропустить нас в Царство
Небесное, в жизнь будущего века. А мы, если внимательно
осмотрим свой багаж, наверняка обнаружим, что добродетелей у
нас днем с огнем не найдешь, зато грехов-то, пожалуй, не охватишь
в свои объятия. Так как же мы пройдем в Царство Божие, в которое
ведут не широкие врата, а очень узкие?
Возлюбленные братья и сестры! Постоянно просматривайте
багаж своей души! Подумайте, нет ли в нем грехов, от которых мы
можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места
необходимыми добродетелями! Для этого требуется пробудиться от
спячки греховной, как некогда пробудилась преп. Мария
Египетская. А нас зовет к тому Господь наш Спаситель мира. Так
очнемся же от сна, восчувствуем опасность погибели и удалимся в
пустыню праведности. И там вооружимся терпением,
великодушием, вооружимся любовию, вооружимся молитвою и
мерным воздержанием, упованием на волю Божию! Только при
таком условии произойдет в нас преображение духовное. Только
тогда из нашего сердечного багажа будут выброшены вон и
потоплены в пучине все грехи и останутся лишь добрые дела,

доброе наше устроение — останется та основа, которая соделает
нас достойными Царства Божия.
Итак, призывая в молитвах преп. Марию Египетскую, да
вооружимся мы, возлюбленные братья и сестры, против греха, да
внемлем гласу Божественному, да согреем свои холодные души
слезами покаяния и вступим на спасительный путь. Дабы,
ограждаемые молитвами преп. Марии Египетской и Пресвятой
Богородицы, мы смогли достигнуть вечной блаженной жизни во
Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым
Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.