Слово митрополита Илариона (Алфеева), Волоколамского накануне дня памяти святых сорока мучеников Севастийских

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В прошлом году весь христианский мир праздновал 1700-летие
Миланского эдикта святого равноапостольного императора
Константина, и много говорилось о том, что после того, как этот
эдикт был издан, для Церкви христианской во всей Римской
империи настала новая эпоха: прекратились гонения, у христиан
появилась возможность строить храмы, созывать Вселенские
Соборы, вести активную миссионерскую, благотворительную
деятельность. Все это действительно так, но только христианство
не сразу заняло позиции, которые подобало ему занять, − еще долго
сохранялось влияние язычества, еще долго в тех или иных местах
империи продолжались гонения на христиан.
Торжество в честь святых мучеников Севастийских напоминает
нам о событии, которое произошло в 320 году, − уже после того,
как Миланский эдикт был опубликован и введен в действие, после
того, как начали открываться христианские храмы. Подвиг этих
мучеников напоминает нам о том, что гонения на Церковь, по сути
дела, никогда не прекращались − иногда они ослабевали или же
останавливались в некоторых местах, но никогда не прекращались
повсеместно, и всегда Церковь в той или иной степени была
гонимой.
Святые мученики Севастийские пострадали при императоре
Ликинии. Согласно их житию, это были римские воины; их было
сорок человек, и имена их известны. За отказ принести жертву
языческим богам эти люди обнаженными были помещены в
ледяное озеро. Один из них не выдержал и выскочил на берег для
того, чтобы согреться, но тогда один из воинов, которые стерегли
их, снял с себя одежду и примкнул к стоявшим в озере. Тем самым
число сорока мучеников восполнилось так же, как восполнилось
число двенадцати апостолов после того, как Иуда предал Спасителя
и апостольская община на его место избрала другого человека.
Святые сорок мучеников всегда почитались в Церкви, и
церковный устав предписывает в день их памяти, даже если он
приходится на будние дни Великого поста, когда не совершается

Литургия, служить Литургию Преждеосвященных Даров для того,
чтобы почитать их память.
Подвиг мучеников напоминает нам о том, что для христианина
ничего не страшно: никакие гонения не могут воспрепятствовать
человеку поклоняться Истинному Богу и заставить поклониться
богам ложным. А ложные боги существовали не только в древности
− и сегодня есть множество «божеств», которые становятся
кумирами людей и отвращают людей от Бога. И если у человека
Бог − не на первом месте, если главным для него являются ложные
кумиры, призраки и фантомы человеческого счастья, то он не
может называться христианином и, может быть, сам того не
замечая, этот человек выбывает из армии исповедников и
мучеников, а на его место Господь призывает другого человека.
В дни Великого поста мы не раз задумывались и еще будем
задумываться о том, как произошло, что один из ближайших
двенадцати учеников Спасителя оказался предателем. И сегодня мы
размышляем о том, как получилось, что из сорока мучеников
тридцать девять оказались верными Спасителю и не побоялись
холода и смерти, а один не выдержал и примкнул к числу
отступников.
И в то же время мы вспоминаем, что на место отпавших
Господь призывает в Свою Церковь новых людей. В этом нет
простой арифметики: если отпал один, то Господь призывает
одного, а если отпало двадцать, столько же людей и призывается.
Только в политическом мире происходит так, что если какое-либо
государство вводит санкции против двадцати граждан другого
государства, то получает ответные санкции в отношении двадцати
своих людей. В мире Церкви, в мире Божественного правосудия и
любви Божией все происходит иначе: отпадают единицы, а Господь
призывает тысячи.
Мы знаем это не только из житий древних мучеников, но и из
недавней истории новомучеников и исповедников Российских. Мы
знаем, что и там были люди, которые не выдерживали гонений, не
выдерживали пыток, давления со стороны гонителей, но на место
этих отпадших, которые исчислялись единицами, Господь
приводил десятки и сотни новых мучеников. И сегодня мы
прославляем их − тех, которых мы не знаем ни по количеству, ни
по именам, в отличие от сорока мучеников Севастийских, потому
что было их не сорок и не четыреста, не четыре тысячи и не сорок

тысяч − исчислялись они сотнями тысяч и, может быть,
миллионами. Один Бог знает, сколько их было, и ведает их имена −
каждое из них написано у Него в Книге жизни.
Мы с вами живем во времена благополучные, когда нет
гонений на Церковь. Но и в наши времена человечеству
предлагаются ложные боги. Эти «боги» − материальное
благосостояние, удовлетворение всех потребностей человека,
жизнь не по заповедям Божиим, а по стихиям мира сего. Тот, кто
выбирает такую жизнь, тем самым отпадает от Господа. Человек
же, который на первое место в своей жизни ставит Божественную
правду, причисляется к апостолам, мученикам, исповедникам − тем
людям, которые на протяжении веков угождали Богу, хранили Его
заповеди, составляли и будут составлять единое тело Христово −
Церковь, Главой которой является Сам Господь наш Иисус
Христос.
В эти великопостные дни будем размышлять о нашем
христианском призвании и о том, что Господь каждого из нас
призывает нести Его легкое бремя, исполнять Его заповеди, своей
жизнью являть пример для окружающих нас людей. Аминь.
21 марта 2014 года