Обращение архиепископа Тихона (Доровских), Южно- Сахалинского и Курильского в день памяти 40 мучеников Севастийских

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы отмечаем День памяти 40
Cевастийских мучеников, которые приняли страдание и
мученическую смерть за Христа. Что побудило их принять эти
страдания и смерть?
Мы знаем, что Господь и Спаитель наш Иисус Христос был
умучен, добровольно приняв страдания от человеческой злобы, от
человеческого предательства, от человеческой ненависти.
Евангелие повествует нам о том, какие чувства фарисеи и
книжники испытывали ко Христу, если они собирались убить даже
и воскрешенного Им Лазаря: «Первосвященники же положили
убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили
и веровали в Иисуса»  (Ин. 12, 10-11), — то есть вожди прекрасно
понимали что они делали, что они творили, Кого они распинали на
кресте.
Но распинала Спасителя не человеческая злоба. Как я уже
сказал, Он добровольно принял страдания, потому что Господь был
пронзен стрелою любви к человечеству, эта любовь к
человеческому роду явилась стержнем страдания Спасителя.
Движущей же силой 40 мучеников Севастийских во озере
умученных, побудившей их принять страдания и смерть, была
любовь ко Христу — именно любовь ко Христу, желание страдать
за Христа, желание следовать за Христом.
Вы помните, как их загнали в озеро, на берегу натопили баню и
сказали: «Кто хочет отречься от Христа, пожалуйста выходи,
грейся, парься — выбирай между жизнью и смертью», — точнее
между жизнью вечною, между бессмертием, между вечным
общением со Христом или с дьяволом.
Нам так кажется, что мученики были в те далекие времена да
еще в новейшее время истории Российской, когда мученической
кровью полита наша земля, что сейчас мученичества нет — тогда
как исповедничество и мученические страдания могут застать нас в
любую минуту, мы должны быть к этому готовы. В противном
случае, нас застанет эта минута врасплох и, скорее всего, мы
отречемся от Господа, как мы это делаем ежеминутно,

ежесекундно, утопая зачастую в тех искушениях современного
мира, которые нам предлагает дьявол.
Например, искушение телевизором. Постом люди зачастую
скоромную пищу не едят, но людей осуждают — от чего-то
оберегаются, а телевизор дома все-таки не выключается. Можно
подумать, что оттуда льются реки «благодати Божией» — конечно
же, нет. Понятно, если человек включит своим детям какие-то
культурные, исторические или религиозные программы, от этого
будет только польза, но все остальное нам приносит вред.
Когда мы соглашаемся с тем беззаконием, которое творится
вокруг, или молча проходим мимо или просто уходим в сторону от
ответа — мы тоже предаем Христа, мы тоже участвуем в Его
распятии, в пронзании Его копьем.
Дай Бог, чтобы мы понимали, что вся наша жизнь есть
подготовка к переходу в вечность. И, далеко не факт, что нам
Господь даст эту последнюю минуту — минуту, как у разбойника
покаявшегося на кресте, или эти минуты, как у Севастийских
мучеников.
В эти последние мучительные минуты Господь дал им силу
вытерпеть страдания. Они вошли в озеро и Господь подкреплял их
явно — только один человек решил сохранить свою жизнь — эти
мгновения жизни — вышел из озера, подошел к бане и на ее пороге
скончался.
В это время стражник, который их охранял, увидел как сходило
сорок венцов на мучеников и один венец стал подниматься ввысь,
возвращаясь обратно. И он подумал, что это его венец, и побежал в
озеро. После этого Господь укрепил мучеников и они стояли в
холодной воде до утра и им там было, говоря нашим языком,
комфортно.
Господь нас всегда укрепляет. Господь каждому дает крест
именно по силам, дает то страдание, которое мы, забывая, что сверх
сил нам Господь ничего не дает, иногда не терпим, начиная
роптать.
Севастийские мученики претерпели страдания, и их тут же
Господь укрепил — из озера они вышли здоровыми. Их
предали страшной казни — раздробили кости. Но несмотря на
тяжелые муки, они остались верными Христу.
От нас же требуется совсем малое — быть верными Христу в
исполнении Его Заповедей. Ведь тщательное исполнение

Христовых Заповедей дает каждому из нас возможность следовать
за Христом, возможность получить ту «подъемную плату», о
которой мы сегодня слышали в Евангельском повествовании (Мф.
20, 1-16). Как вы помните: и кто пришел рано и кто пришел поздно
трудиться в винограднике Христовом — все получили одинаковую
плату.
Но это далеко не означает, что мы всю свою жизнь можем
думать и рассуждать следующим образом: «Сейчас я здесь на этой
земле просто поживу пока, а к старости я приду, покаюсь и получу
тот же венец воздаяния, как и те люди, которые смолоду пришли ко
Господу». А даст ли нам возможность Господь дожить до старости?
А хватит ли у нас решимости не отречься от Христа в следующую
же минуту или секунду нашей жизни?
Дай Бог, чтобы вся наша жизнь была стремлением ко Христу,
подготовкой к переходу в вечность. Мы не можем знать, каким
образом и когда это произойдет, но мы можем быть уверены в том,
что Господь устроит это именно так, как это будет удобнее для
нашего спасения, для спасения нашей души. Об этом мы и должны
Его постоянно просить  и постоянно к этому стремиться. Аминь.
Да хранит всех нас Господь!
2014г.