Проповедь архимандрита Павла (Кривоногова) в неделю о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Вчера, на всенощном бдении, мы с вами слышали песнопение
псалма «На реках Вавилонских»… Началась постная триодь,
приближаются дни Великого поста. Святая Церковь преподает нам
пример покаяния и исправления, показывает пример человеческой
жизни и отношения человека к Богу Отцу Небесному на примере
отношения к отцу земному.
В евангельской притче о блудном сыне, которая сегодня
читалась за Божественной Литургией, мы слышали, что был
человек, и у него было два сына — старший и младший. И
младший сын, чувствуя что он взрослый, стал говорить отцу, чтобы
он отдал ему принадлежащую ему часть имения. «Отдай мое мне»,
— сказал сын отцу своему. Он просит это для того, чтобы самому
управлять своей жизнью, потому что думает, что он лучше будет
распределять силы и возможности, которые ему будут даны,
нежели отец. Он берет наследство и уходит в ту страну далече, где
расточает все свое имение и превращается в нищего человека.
Нужно понимать, что он не был врагом самому себе. Он не
расточал специально свое имение, он понимал, что это его
собственность, но расточил все, живя блудно.
Так и в нашей жизни. Человек часто требует себе свое и от
этого лишается всего, что ему должно было быть дано и чем бы он
мог обладать потом. Он отказывается от целого, беря только
маленькую часть того, что, как он говорит, принадлежит ему по
праву. Как сказал старец Паисий Афонский, справедливость не в
сем мире, а у Бога. И не стоит ее искать здесь на земле, ее нужно
искать у Бога. Человек, думающий, что он поступил справедливо,
взяв свое, потерял все, что у него было и что могло бы и должно
было у него быть.
И вот, находясь в этом состоянии обнищания, этот человек
просится пасти свиней. Он не получает ни от кого никакой помощи
и пропитания и питается с этими свиньями, которых пасет. До
какого состояния скатывается этот гордый человек, считавший, что
он лучше управит своим имением, нежели его отец! Он

превращается в нищего бездомного человека, питающегося со
свиньями. И вот здесь, прийдя в себя, — говорит Евангелие, —
человек вспомнил, что у его отца наемники находятся в лучшем
состоянии: имеют пропитание, снабжение и проживание. Он
говорит: «Пойду к отцу и попрошусь в число наемников его». И
идет и исполняет свое покаянное желание делом. Придя к отцу, он
очень медленно, не спеша, идет, стыдясь и боясь гнева отца. Но
обратим внимание, что отец бежит навстречу сыну, обнимает его,
воняющего свиньями, лобызает его в знак прощения, примирения и
восстановления в сыновьем состоянии. Сын был принят отцом, был
устроен пир, и началась новая жизнь младшего сына.
Часто мы на этом останавливаемся и не обращаем внимания на
старшего сына. А старший сын пришел с работы. И услышав, что в
доме пир, спросил: что это? Ему говорят: твой брат вернулся, отец
устроил торжество и заколал тельца упитанного, то есть
приготовил лучшую трапезу. Одел сына в лучшие одежды и надел
на его руку перстень сыновний. Старший сын, опечалившись, не
захотел даже войти в свой дом. Отец вышел к старшему сыну сам и
на его упреки, что он не дал ему даже малого утешения за верную
службу, отец ему ответил: все мое — твое. И всем, чем я обладаю,
ты обладаешь тоже. Радуйся, что брат твой вернулся, будучи
погибшим.
В нашей жизни мы видим человека, к сожалению, сейчас уже
не часто, живущего благочестиво и исполняющего заповеди
Евангелия. Когда этот человек видит, что Господь милует, прощает
и благословляет грешника, то иногда в сердце этого человека
зарождается зависть, огорчение и ропот. Он начинает всем сердцем
возмущаться на Суды Божии. Видя пример Отца Небесного,
который изображен в этой притче, мы должны понимать, что
Господь приемлет всех и дождит на праведных. От нас же
требуется постоянство в добре, исполнение заповедей Христовых,
покаяние за свои грехи пред Отцом Небесным.
Если человек будет поминать свои грехи, каяться в них и
просить прощения у Бога, не смотреть на своего соседа и не
завидовать ему, а смотреть на дающего милость Господа, то он
всегда будет со Христом и с Богом во веки вечные. Аминь.
Сказано в Свято-Троицкой Сергиевой Лавры