Слово преподобного Макария (Глухарева), Алтайского (+1847г.) на Новый год

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже
премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15-16).
Новый год, в который мы вступаем сего дня, истинно есть, по
выражению Священного Писания, новое «лето благости» Божией.
Творец времен и вечности произвел нас из ничтожества в бытие; но
мы тотчас погибли бы, обратились бы в ничтожество прежнее, если
бы та же сила и воля Создателя не содержала нас в существовании.
Даруя жизнь, Он Сам ее и защищает, питает, возводит от возраста в
возраст и сохраняет. Им мы живем, движемся и существуем.
Итак не только год, но всякий день и всякий час есть новое
дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, которого
мы не заслуживаем. Будем же признательны и благодарны пред
небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Приидите поклонимся
и принесем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и
милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков,
праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год,
исходящий из святилища вечности, обратим внимание к слову
апостольскому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая
спасительному употреблению Богом даруемого
времени. «Блюдите, говорит св. Павел, како опасно ходите»; то
есть: «смотрите, поступайте, как можно, верно, не как неразумные,
но как мудрые, умея пользоваться временем; потому что дни злы».
Вникнем, хотя кратким размышлением, в душеполезное учение
небесной премудрости.
Во-первых, чтó значит апостольское изречение: «дни злы?» —
То, что земная жизнь исполнена зол, бед, искушений, страданий,
соблазнов, которыми христианин может быть совращен с пути
истинной веры и верности Господу Иисусу Христу; то, что и
внешний мир лежит во зле противных закону Божию правил,
противных истине Божией умствований, противных Царствию
Божию начинаний и действований, — и в нашей плоти живет и
воюет грех, так что не только вне нас супостат наш диавол ходит,
как лев рыкающий и ищущий кого пожрать, но и в себе самих, в
самом разуме и сердце нашем, в воображении и памяти, в желаниях
и навыках и во всех чувствах телесных мы имеем сокровенных
врагов спасения нашего. Посему св. Павел называет неразумными

тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят
в безпечной рассеянности, и погубляют время в суетных
увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры.
Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все
это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия,
мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто
такое, что несравненно дороже и золота и драгоценных камней: это
— время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а
время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить
за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в
будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь
временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию,
кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и
малым временем можете приобрести целую вечность
божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может
быть? Послушайте, чтó св. Павел говорит далее: «не будьте
несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог» (Еф. 5, 17).
Божественное искусство пользоваться временем для приобретения
вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная
совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в
зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений
в Священном Писании: всегда откроется вам в сих зерцалах, чего
Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите,
поступайте, как можно, верно и по крайней тонкости и точности,
сообразно тому, чего Господь хощет от вас. Хощет Он, чтобы мы
верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу
Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы
пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны
бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой
бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах
Иисуса Христа распятого, исповедывали Ему согрешения наши в
искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что
Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса
Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов. Хощет
Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех,
боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно
подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его
зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем
на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь

Божественного нашего Воеводы — Иисуса Христа. Хощет Бог,
чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя
веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и
кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его
преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти
и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую
память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы
призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения
нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости.
Хощет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и
неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о
вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном
Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими
благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и
похотями. Хощет Бог, чтобы праведность наша была выше и
благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были
порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием
Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях
Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты
ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хощет Бог, чтобы
мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и
украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не
забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем
ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему
хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а
себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были
какие успехи в исполнении заповедей.
Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет; то смотрите,
наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в
самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц
Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства
добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших
семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от
сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в
требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых
мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и
чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались
порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком
испытующего сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и

терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были
совершенны во всей полноте без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Вот
что значит это слово апостольское: смотрите, поступайте, как
можно, верно, со страхом Божиим и кротостию последуя
водительству провидения и благодати Божией, не опереживая ея
высокомерием и своеволием, и не отставая малодушием и
леностию, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая
сама по себе широка до безконечности (Псал. 118, 96), и без
сомнения пространнее нашего сердца, и ничего не отемля у
заповеди Божией, которая столь же свята и непреложна, как Сам
Бог.
Потом: «умейте, — говорит Апостол, — пользоваться
временем. Всякое время и всякий час приносит с собою, как некий
Ангел, в одной руке Божию волю и заповедь, а в другой Божие
благословение. Желаете ли получить благословение Божие?
Приимите от Бога, чего Сам Бог хощет от вас, и восприимете,
чего себе от Бога хощете. Поспешайте, уловляйте драгоценное
время, которое уже летит, когда я говорю, а вы слышите это:
поспешайте, уловляйте его. Кто вам сказал, что оно и в другой раз
прийдеть? Время прийдет, но не то уже, которое приходило
прежде и улетело, а другое, которое впрочем столь же
непостоянно, быстро, неудержимо. Прийдеть; но кто сказал, что
оно для тебя прийдет? Ах! для тебя, может статься, в то время
уже не будет времени» (Апок. 10, 6)! Вы меня понимаете,
слушатели; повторяю: нет ничего известнее, и нет ничего
неизвестнее смерти: итак учитесь пользоваться временем, когда Бог
вам даст его. Как развязный купец старается не упустить ни
малейшего случая к получению прибыли и корысти: так и вы
учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно
исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во
всяком времени, и таким образом собирать некрадомое сокровище
в вечности. В этом проходит вся жизнь доброго христианина.
Светильник закона Господня, сияя в уме и сердце его, освещает
пред ним, показует ему путь воли Божией; он же, сим путем
шествуя, непрестанно вперед простирается, и, хотя обстолтельства
его бывают трудны, и путь земного странствия его весьма тесен и
мрачен, отношения к миру, нужды семейственного состояния, и
немощи, принадлежащия естественному свойству телесного
существа его, неудобосоглашаемы с требованиями воли Божией, но

он умеет побеждать мир и себя самого верою в Сына Божия Иисуса
Христа; умеет всякою частицею времени пользоваться для
приближения к блаженной вечности и угождения Господу Богу. А
когда он с таким рачением тщится угождать Богу и сокровенными
подвигами молитвы и богомыслия, и открытыми трудами в
служении Церкви, Царю, Отечеству, человечеству; то и Господь
имеет Божественную радость в том, чтоб угождать верному рабу
Своему: Он слышит его молитву; самому уготованию,
расположению сердца его к молитве, уже внимает; угадывает,
предваряет его желания исполнением; как зеницу ока хранит его;
открывает и вверяет ему, как другу, тайны премудрости и судеб
Своих; озаряет и просвещает ум его истиною; посылает ему
небесный мир Свой; дарует ему радость спасения Своего; из любви
к нему щадит и милует много согрешающих братий его. Таковы
преимущества угождающих Богу, исполняющих волю Его во
всякое время! Хотя же иногда и они согрешают по немощи
человеческой и против собственного желания; однако в то же время
поспешают исполнить волю Божию покаянным обращением сердца
к Отцу, воззрением на распятого Иисуса, в Котором и обретают
изцеление от угрызений невидимого змия. Хотя и они
претерпевают многия скорби, потери, напасти, гонения в мире, но
Господь с ними в скорби; а они так умеют пользоваться временем
скорби, что радуются, как Апостол Павел, в страданиях.
Хотя дниих подлннно злы; но они умеют, будучи наставляемы
благодатию Иисуса Христа, превращать сии злые дни в дни
спасения, в благоприятныя времена к обогащению себя Божиими
дарованиями и добродетелями. Посему ест ли хлеб, пьет ли воду
искренний христианин, или светом солнечным пользуется, чтобы
видеть чудеса Божией благости, силы, премудрости и славы в
творении, и удивляться, — он причащается благ Божиих с веселием
чистой совести и с приятнейшими чувствами благодарения; и
наслаждается в них самою благостию Того, Кто есть Любовь и
Свет, по приглашению Псалмопевца:вкусите и видите, яко благ
Господь. Он видит и на земли благие дни, когда другие жалуются
на времена худыя. Он счастлив бывает в сердце своем; он счастлив
бывает в Боге своем, когда другие, смотря на него, пожимают
плечами, и думают: как он жалок! Лучше сделают, если предадут
его и самих себя Христу Богу, и пожелают, чтобы сей кораблец,
принадлежащий Господу Иисусу Христу, презирая свист мира и

воздымающияся до небес волны житейского моря, избежав
подводных камней и мелей, вошел благополучно в безопасное
пристанище царства небесного, сретаемый радостными
восклицаниями Ангелов.
Торжество нового года нашего, слушатели, возвышается
праздником отечества в честь Великой Княгини Елены Павловны.
Сотворим, по заповеди Апостола, молитву, да почиет на Ней
благословение Божие. Помолимся и о себе самих, да научит нас
Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и
пользоваться всяким временем для исполнения повелений Его.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, и буди благословенно имя
славы Твоея во веки! Аминь.