Поучение протоиерея Иоанна Монаршека на Рождественский пост

Наша Церковь ежегодно 25 декабря/7 января празднует великое
событие — Рождество Христово. К этому празднику все верующие
готовятся сорокадневным постом, известным под названием
Рождественского. Еще в древности пророк Амос призывал народ
встретить Бога достойно, говоря: «Приготовься к сретению Бога
твоего, Израиль» (Ам. 4, 12). Святая Церковь, подобно Амосу,
призывает нас: «Христос с Небес, срящите».
Всем нам доводилось встречать дорогих гостей. К их приходу мы
готовились: наводили чистоту и порядок, заботились о вкусной еде,
накрывали стол, надевали приличную одежду. Но в этот раз мы ждем
прихода к нам Бога, а к Его приходу нужно приготовить душу. Не только
дом, тело и одежду, но особенно душу, ее силы, ум, чувства, волю.

Все ветхозаветные Пророки говорили о пришествии в мир
Спасителя, о Его величайшем служении и любви, которую Он имеет к
роду человеческому. Святая Церковь в своей материнской заботе о
спасении людей открывает великую тайну Богоявления и указывает
путь, на котором мы можем удостоиться того, чтобы рожденный от Девы
Христос Спаситель родился и в наших сердцах, сотворив Себе обитель
и в наших душах. Готовясь к Рождеству, мы должны пройти путь поста и
очищения душ и телес наших.
Рождественский пост — первый из четырех годичных постов,
установленных Церковью. Он называется также Филиппов пост, ибо
начинается на другой день после празднования памяти святого апостола
Филиппа 27 ноября. Обычай поститься перед великими праздниками
древний, известный еще с апостольских времен. Целью и назначением
поста являются очищение и обновление духовной жизни.
Рождественский пост уступает по строгости Великому посту. Но в конце,
за пять дней до своего окончания, он усиливается и приравнивается к
Страстной седмице, а в последний день уставом предписывается
полное воздержание.
На Востоке церковное значение поста было усилено, и грех
нарушения поста был приравнен к ереси. С принятием христианства на
Руси этот взгляд пришел и в Россию, в нашу Православную Церковь.
Поэтому в ней пост пользуется особым уважением.
Надо сказать, что на Востоке посту покровительствовал закон. Так, в
дни поста запрещались всякие зрелища, закрывались торговые
заведения, где продавались мясо и вино, приостанавливалось
судопроизводство. Во время поста особо развивалась
благотворительность, рабы отпускались на волю. С приходом
христианства в Россию все эти добрые обычаи пришли и к нам. Но, к
сожалению, с умножением беззакония и ослаблением веры все это
изменилось.
Уже давно было отмечено, что мясо в известной мере оказывает
нежелательное воздействие на человека, хотя Господь, снисходя к
людской немощи, разрешает животную пищу. Однако церковные
правила ограничивают ее в употреблении, устанавливая посты. Цель
поста многоразлична. Во первых, послушание Богу через послушание
закону и постановлениям Святой Церкви. Во вторых, подражание
Спасителю, который постился 40 дней перед выходом на общественное
служение. Также это и подражание пророкам Моисею и Илии и древнему

еврейскому народу, постившемуся перед принятием Законодательства.
Главной целью поста является помощь человеку в борьбе со страстями.
Пост — это движение духа, борьба с ленью и изнеженностью,
расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь и свободу духа от
привычного рабства страстям.
Итак, начался Рождественский пост, который очень нам полезен.
Поздравляю всех с началом поста и желаю помощи Божией, терпения,
воздержания, примирения и мира. Чтобы встретить Великого Гостя
идущего к нам Спасителя, давайте достойно приготовимся к этой
встрече. Потрудимся ради Бога, чтобы праздник Рождества Христова
был для нас праздником радости и надежды на вечную жизнь. Аминь.