Проповедь архиепископа Александра (Семенова- Тянь-Шанского), Зелонского (+1979г.) в день Успения Пресвятыя Богородицы

Как Введение во храм, так и событие кончины, то есть
Успения Божией Матери, не отмечено в книгах Священного
Писания. Об этих событиях, то есть о смерти Божией
Матери, о Ее воскрешении и вознесении Ее во плоти
Господом на небо, мы знаем из апокрифической
письменности. Тем не менее Церковь приняла это
свидетельство, как достойное веры и учредило праздник в
честь их.
    Божия Матерь, Приснодева Мария не согрешила, и
смерть, как порождение греха, могла бы не иметь над Нею
власти, если бы Она не унаследовала от родителей эту
смертность. Вследствие этого Она должна была умереть, и
приятие Ею незаслуженно и лично смерти, есть неизбежное
заключение Ее смиренного служения. «Се раба Господня».
А Господь, Сын Ее по плоти и Предвечный Сын Божий есть
всесовершенная любовь и всесовершенная справедливость.
Если Он не мог видеть от дьявола мучимого рода
человеческого, и если Он, дабы избавить грешное
человечество от греха, дьявола и смерти, Сам пострадал и
принял смерть, но как мог Он потерпеть, чтобы безгрешная
Матерь Его осталась бы, пусть до времени, в узах смерти.
    И Господь воскресил Свою Пречистую Мать. Он

воскресил Ее не только для Нее, но чтобы и нам явить Свою
высшую справедливость и милосердие. Общее Воскресение
предваряя, Господь Иисус Христос воскресил Лазаря
четверодневного. Но воскрешение Лазаря было не
окончательным: Лазарь пожив, сколько ему Богом было
дано, умер вновь.
    Воскресение же Божией Матери было полной победой над
смертью. В этом воскрешении Господь приобщил Ее Своему
собственному Воскресению. Такое воскресение во славе
дано будет тем, кто этого восхочет и удостоится. Взятие во
плоти Божьей Матери на небо довершает этот образ.
    Эти чудесные события связаны еще с тем, что Божия
Матерь — это новая Ева, Мать живущих, но не смертных уже,
а предназначенных к вечной жизни. Она — Мать Жизни,
которая есть прежде всего по плоти рожденный Ею Господь,
Сам сказавший о Себе: Я есмь путь, истина и жизнь. И во
воле Ее Сына, как это поется в кондаке: смерть и
умерщвление не удержали Мать Жизни.
    Как могло быть иначе? Ведь Божия Матерь, как наша Мать
предназначена растить нас к вечной жизни.